Григорий Кравченко родился 10 октября 1912 года в украинском селе Голубовка. Вскоре семья переехала за Урал. После окончания школы крестьянской молодёжи Кравченко поступил в Пермский землеустроительный техникум имени М. И. Калинина. Григорий хотел стать агрономом. Однако после зимних каникул, узнав о наборе комсомольцев в лётные школы, Григорий подал соответствующее заявление.
В мае 1931 года Григория зачислили в Первую военную школу пилотов им. А. Ф. Мясникова. После окончания учёбы Кравченко в числе лучших выпускников оставили в школе инструктором. В 1933 году Григорий Пантелеевич получил назначение в 118-ю истребительную авиационную эскадрилью 403-й истребительной авиабригады ВВС Московского военного округа. Он часами пропадал на аэродроме, изучая технику и стараясь выжать из самолёта всё, на что была способна боевая машина. Через год Кравченко перевели в Отдельную истребительную эскадрилью особого назначения, где лётчики проводили испытания новых боевых машин и вооружения.
В марте 1938 года Григорий Кравченко отправился в «спецкомандировку» в Китай и вместе с другими добровольцами несколько месяцев воевал с японскими милитаристами. В первом же бою 29 апреля он сбил два самолёта противника, но и его самолёт был подбит. Григорию Пантелеевичу удалось удачно приземлиться, но до аэродрома он добирался больше суток. В Китае Кравченко воевал до 24 августа 1938 года, пройдя путь от командира звена до командира эскадрильи. Сведения о воздушных победах весьма скудные: по разным данным в 8 воздушных боях он лично сбил от 7 до 8 самолётов противника и от 4 до 5 - в группе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года Григорию Пантелеевичу Кравченко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Потом была командировка на Халхин-Гол. В разгар боёв майора Кравченко назначили командиром 22-го истребительного авиаполка. В один из дней поступило сообщение от дежурного о крупных силах противника, перелетевших Халхин-Гол. Наши истребители тотчас же поднялись в воздух. Кравченко сбил два самолёта противника. Заметив уходящий самолёт-разведчик, он кинулся в погоню. Японец уходил от преследования, но всё же попался на обманный манёвр и был уничтожен. Горючее заканчивалось, поэтому пришлось приземлиться прямо в степи.
Кое-как замаскировав самолёт, Кравченко пешком отправился на аэродром. К своим он добрался на исходе третьего дня. Оказалось, всё это время шли поиски. Маршал Чойбалсан каждые три часа звонил в штаб, чтобы узнать, удалось ли найти лётчика. А японцы, подслушав переговоры, воспользовались ситуацией и стали по громкоговорителю передавать сообщения о том, что Кравченко перелетел к ним…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм майор Сергей Иванович Грицевец и майор Григорий Пантелеевич Кравченко были награждены второй золотой медалью «Герой Советского Союза». 4 ноября 1939 года Григорию Кравченко в Кремле вручили две золотые Звезды. Майор Грицевец так и не получил заслуженную награду: 16 сентября 1939 года он погиб на аэродроме.
После награждения Григорий Кравченко продолжил службу. На «финской» он командовал смешанной авиабригадой особого назначения, которая базировалась в Хаапсалу. 5 июня 1940 года Григорию Кравченко было присвоено звание генерал-лейтенанта, а через месяц его назначили Командующим ВВС Прибалтийского Военного округа. В неполные 28 (!) лет.
В начале Великой Отечественной войны Григория Кравченко назначили командиром 11-й смешанной авиационной дивизии, буквально разгромленной в первые два дня войны. В сложнейших условиях он организовал пополнение дивизии и успешно вёл боевые действия против танковых групп противника. С мая 1942 года Григорий Кравченко формировал 215-ю истребительную авиационную дивизию, которой позже командовал на Калининском и Волховском фронтах.
23 февраля 1943 года он возглавил группу самолётов, в задачу которых входило прикрытие наземных войск. Несмотря на звание и должность он нередко вылетал ведущим. Мог не летать, но… летал. Восьмёрка Ла-5 вылетела, взяв курс на Синявинские высоты. Вскоре лётчики обнаружили «мессер» и сбили его, но немцы подняли в воздух большую группу самолётов.
Завязался воздушный бой. По свидетельствам артиллеристов, наблюдавших за боем с земли, лётчик сбил три немецких самолёта, а четвёртый не сумел выйти из пикирования и врезался в землю. Потом советский самолёт внезапно стал терять высоту, и лётчик выпрыгнул. Артиллеристы ждали, что вот-вот раскроется парашют. Но парашют не раскрылся…
Кравченко упал совсем рядом, на бруствер, и практически сразу потерял сознание. Примерно через полтора часа он скончался. 28 февраля 1943 года урна с его прахом была захоронена в колумбарии в Кремлёвской стене.
По материалам книги Василия Павловича Яковлева и Калерии Васильевны Бобровой «Рождённый летать и сражаться». М.: «ФОЛИАНТ» – 2012 г.