Найти тему
Игорь Орлов

Изумляющие Слова Христа в Евангелии: не мир Я пришел принести на Землю, но меч. Святое и научное толкования.

Оглавление

Устрашающий и изумляющий фрагмент представлен в двух евангелиях (от Матфея, от Луки).

Христос говорит ученикам своим:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34)
« Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк. 12:51).

До этого Христос говорит ученикам о любви, мире, благословении людей, а тут вдруг такие жесткие Слова.

Святое толкование

Наилучшее святое толкование фрагмента дает святитель Иоанн Златоуст (хотя можно найти и другие толкования святых: Нила Синайского, Феофилакта Болгарского).

Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Святитель Иоанн выделяет два основных момента:

1. Христос предупреждает учеников, что они, в проповеди своей, встретятся с бранью, сопротивлением и гонением. Это не их ошибка, и, тем более, не вина. Христос говорит им: Я принес это. Так и должно быть. Это нормальное явление, не смущайтесь.

2. В мире есть худой мир, междусобойчик. И разбойники могут объединиться и говорит складно одну и ту же ложь. Этот мир надо разрушить, чтобы открыть другой мир, Божий, евангельский. Не могут соединяться правда и ложь, ликое и безликое, рабство и свобода, ум и безумие. А для этого надо отрезать худое. Не примирять, а резать. Под мечом Он подразумевает проповедь Любви.

Примеры из жизни

В практике жизни, как говорит, например, святитель Феофан Затворник, часто врач делает операцию и удаляет худой орган, чтобы освободить от гнета здоровый. Разделяет здоровое и больное.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (Георгий Васильевич Говоров) (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Феофан, затворник Вышенский (Георгий Васильевич Говоров) (фото из Яндекс Картинки)

В практике управления, чтобы оздоровить коллектив – группу заговорщиков увольняют из здорового коллектива, чтобы не "заразились другие".

Таким образом, Христос не говорит о ложном и поверхностном примирении, но о мире, который зиждется на евангельской правде, которую стоит отделить от лжи.

Научное толкование.

Есть и другое интересное толкование. Ведь Евангелие, исторически, повлияло на осознание многих важных сторон жизни, как замечает, например, митр. Антоний Сурожский.

Митрополит Антоний Сурожский, врач по светской специальности (фото из Яндекс Картинки)
Митрополит Антоний Сурожский, врач по светской специальности (фото из Яндекс Картинки)

Параллель с этим толкованием очень удачна в научной области исследования интеллекта. Той области в которой мне довелось много лет успешно работать. Здесь мечом выступает не Любовь и Благо (как у святых), а истина.

Детское мышление.

В детском мышлении, до логическом, как говорят, например Ж.Пиаже, Л.С.Выготский есть феномен синкрета. Синкрет – это незрелая цельность ума, при которой эмоциональные и логические компоненты слитны. Ребенок может допускать незрелые, нелогичные решения и суждения из-за синкрета ума. Он мыслит по желанию, а не по разуму.

Лев Семенович Выготский, исследователь высших психических функций человека, создатель культурно-исторической концепции их развития (фото из Яндекс Картинки)
Лев Семенович Выготский, исследователь высших психических функций человека, создатель культурно-исторической концепции их развития (фото из Яндекс Картинки)

С развитием логических операций ума, синкрет исчезает и происходит то самое разделение эмоциональных и логических компонентов. Такое разделение полезно и для эмоций (и желаний) и для ума (логики). Посредством разделенной эмоций от логики человек понимает, как правильно обеспечить исполнение желания (требования) или отказаться от вредных желаний в пользу полезных.

Интеллект и творчество

Схожее происходит и в другой сфере, которую отмечают исследователи: интеллект и творческие способности. До какой-то поры у ребенка они являются слитными. Ребенок творит, выражает себя, но это творчество не приводит к полезным результатам.

Когда же уровень IQ, в связи с интеллектуальной практикой решения задач и общего развития личности (подобия Божьего) становится выше показателя 120 баллов, интеллект и креативность действуют раздельно.

Творческие способности позволяют находить новые пути и решения, а интеллект, логика, правильно их оформить и применить. Таким образом развитие ума и творческих способностей тоже идет через механизм разделения, тот самый "меч".

Не стоит считать, что так происходит только с детьми.

Исследования Я.А.Пономарева, великого исследователя и изобретателя, показали, что при решении сложных и трудных задач (а такие часто подбрасывает жизнь человеку), звенья процесса решения задач очень схожи с процессом формирования интеллектуальных операций у детей.

Яков Александрович Пономарев, исследователь творческого мышления, ученый изобретатель, фронтовик ВОВ, верующий человек (фото из Яндекс Картинки)
Яков Александрович Пономарев, исследователь творческого мышления, ученый изобретатель, фронтовик ВОВ, верующий человек (фото из Яндекс Картинки)

Почему?

Человек оказывается в неопределенности, неизвестности, непонятности, как ребенок, ища такое решение. Решение приходит цельно, озарением, подсказкой, но чтобы его оформить и применить в жизни, нужно разделить интуитивные находки от логических процессов. Вот вам и еще одно, то самое, полезное разделение, о котором говорит в Евангелии Христос.

Это не угроза, не страх. Этот "меч разделяющий" – полезный механизм, который позволяет отказаться от худого мира, неправильной слитности, ложного решения, чтобы найти и применить Божье, истинное, благотворное.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.