Устрашающий и изумляющий фрагмент представлен в двух евангелиях (от Матфея, от Луки).
Христос говорит ученикам своим:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34)
« Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк. 12:51).
До этого Христос говорит ученикам о любви, мире, благословении людей, а тут вдруг такие жесткие Слова.
Святое толкование
Наилучшее святое толкование фрагмента дает святитель Иоанн Златоуст (хотя можно найти и другие толкования святых: Нила Синайского, Феофилакта Болгарского).
Святитель Иоанн выделяет два основных момента:
1. Христос предупреждает учеников, что они, в проповеди своей, встретятся с бранью, сопротивлением и гонением. Это не их ошибка, и, тем более, не вина. Христос говорит им: Я принес это. Так и должно быть. Это нормальное явление, не смущайтесь.
2. В мире есть худой мир, междусобойчик. И разбойники могут объединиться и говорит складно одну и ту же ложь. Этот мир надо разрушить, чтобы открыть другой мир, Божий, евангельский. Не могут соединяться правда и ложь, ликое и безликое, рабство и свобода, ум и безумие. А для этого надо отрезать худое. Не примирять, а резать. Под мечом Он подразумевает проповедь Любви.
Примеры из жизни
В практике жизни, как говорит, например, святитель Феофан Затворник, часто врач делает операцию и удаляет худой орган, чтобы освободить от гнета здоровый. Разделяет здоровое и больное.
В практике управления, чтобы оздоровить коллектив – группу заговорщиков увольняют из здорового коллектива, чтобы не "заразились другие".
Таким образом, Христос не говорит о ложном и поверхностном примирении, но о мире, который зиждется на евангельской правде, которую стоит отделить от лжи.
Научное толкование.
Есть и другое интересное толкование. Ведь Евангелие, исторически, повлияло на осознание многих важных сторон жизни, как замечает, например, митр. Антоний Сурожский.
Параллель с этим толкованием очень удачна в научной области исследования интеллекта. Той области в которой мне довелось много лет успешно работать. Здесь мечом выступает не Любовь и Благо (как у святых), а истина.
Детское мышление.
В детском мышлении, до логическом, как говорят, например Ж.Пиаже, Л.С.Выготский есть феномен синкрета. Синкрет – это незрелая цельность ума, при которой эмоциональные и логические компоненты слитны. Ребенок может допускать незрелые, нелогичные решения и суждения из-за синкрета ума. Он мыслит по желанию, а не по разуму.
С развитием логических операций ума, синкрет исчезает и происходит то самое разделение эмоциональных и логических компонентов. Такое разделение полезно и для эмоций (и желаний) и для ума (логики). Посредством разделенной эмоций от логики человек понимает, как правильно обеспечить исполнение желания (требования) или отказаться от вредных желаний в пользу полезных.
Интеллект и творчество
Схожее происходит и в другой сфере, которую отмечают исследователи: интеллект и творческие способности. До какой-то поры у ребенка они являются слитными. Ребенок творит, выражает себя, но это творчество не приводит к полезным результатам.
Когда же уровень IQ, в связи с интеллектуальной практикой решения задач и общего развития личности (подобия Божьего) становится выше показателя 120 баллов, интеллект и креативность действуют раздельно.
Творческие способности позволяют находить новые пути и решения, а интеллект, логика, правильно их оформить и применить. Таким образом развитие ума и творческих способностей тоже идет через механизм разделения, тот самый "меч".
Не стоит считать, что так происходит только с детьми.
Исследования Я.А.Пономарева, великого исследователя и изобретателя, показали, что при решении сложных и трудных задач (а такие часто подбрасывает жизнь человеку), звенья процесса решения задач очень схожи с процессом формирования интеллектуальных операций у детей.
Почему?
Человек оказывается в неопределенности, неизвестности, непонятности, как ребенок, ища такое решение. Решение приходит цельно, озарением, подсказкой, но чтобы его оформить и применить в жизни, нужно разделить интуитивные находки от логических процессов. Вот вам и еще одно, то самое, полезное разделение, о котором говорит в Евангелии Христос.
Это не угроза, не страх. Этот "меч разделяющий" – полезный механизм, который позволяет отказаться от худого мира, неправильной слитности, ложного решения, чтобы найти и применить Божье, истинное, благотворное.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.