Найти тему
VZBRELO: блог о дереве

Деревянные истуканы на Красной площади - необычное раннесоветское искусство

Встреть мы такое в новостях сегодня - решили бы, что это перфоманс каких-то акционистов. А в 1919 году так выглядело официальное искусство. Представьте себе картину: Красная площадь, по которой расставлены деревянные, похожие на языческих идолов, фигуры, по изначальной идее - захватывающие Лобное место.

Это вольное описание памятника "Степан Разин с ватагой" авторства известного скульптора Сергея Конёнкова.

Фото: https://diafilmy.su
Фото: https://diafilmy.su

Весной 1918 года Совет народных депутатов РСФСР выпустил декрет "О памятниках республики", более известный впоследствии как "План монументальной пропаганды". В нем предписывалось избавить страну от "не представляющих исторической и художественной ценности" памятников царской эпохи и предоставить взамен монументы во славу Великой революции.

Многие известные скульпторы вдохновились идеей, и приступили к работе. Сергей Тимофеевич готовил свой проект больше года, торжественное открытие состоялось 1 мая 1919 года.

Вся композиция состояла из фигуры самого Разина в полный рост, голов его соратников на подставках и полулежащей княжны.

Подготовка открытия памятника, фото из книги "Памятники революционной России", 1986 М, изд. Советская Россия
Подготовка открытия памятника, фото из книги "Памятники революционной России", 1986 М, изд. Советская Россия

Нельзя не отметить смелую форму подачи: не в музее, не на постаменте - на площади, на уровне глаз, буквально столкнуть людей с искусством. Как сегодня говорят - интегрировать в среду, задействовать город в своей задумке.

Что же до выбранного образа и места - то бунтарь и борец за свободу, по расхожему (но неверному) мнению, был казнен на Лобном месте. И в этой работе Разин со своими соратниками будто бы захватывает его.

Скульптор Конёнков у памятника Фото: https://hermitagemuseum.org
Скульптор Конёнков у памятника Фото: https://hermitagemuseum.org

Жаль, что не сохранилось общих фото всей композиции. Или мы плохо искали?

До конца мая композиция красовалась на площади. Очень скоро стало понятно, что материалы, из которого она выполнена - дерево и цемент - не особенно подходят для монументального уличного искусства. И работы отправилась в Русский музей, а их варианты - в Третьяковскую галерею.

-4

Если вынести за скобки сопутствующие события, личности скульптора и героев, всё, что вызывает полярные мнения - сама по себе идея выставки под открытым небом, в привычном пейзаже - прекрасна и даже через сто лет актуальна. Согласны?

И еще о Коненкове: https://zen.yandex.ru/media/vzbrelo/konenkov-sergei-timofeevich-5b339fb6b6502700a9e43fe8

Мария и Татьяна, VZBRELO (вк, инстаграм)

Этот блог в VK, в ОК, в FB ;)