Рассказывает протоиерей Вячеслав Брегеда
Недавно мне задали такой вопрос: «Почему в наших православных храмах мы видим мало мужчин, в основном туда ходят женщины. А в мечетях, к примеру, в мусульманский праздник ‒ сплошь одни мужчины, и многие даже находятся на улицах и площадях и слушают молитвы из громкоговорителей, стоят на коленях…»
К сожалению, наблюдение это очень верное. Действительно, многие мужчины у нас слишком индифферентны и пренебрегают храмам Божиим. В лучшем случае бывают там по большим праздникам (Пасха, Рождество Христово, Преображение Господне или Яблочный Спас). В другие дни, если и заходят, то только для того, чтобы поставить свечку или перекреститься. Случаются, присутствуют на панихидах, если кто-то из родственников или близких знакомых покинул этот мир. Вот и весь их годовой календарь хождения в церковь. Хотя номинально считают себя православными.
Вспоминается одна известная поговорка: «Июль да июнь на попа хоть плюнь». Русский писатель, этнограф, собиратель фольклора, составитель всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль в свое время даже собрал серию народных высказываний (поговорок и пословиц), в том числе о попах. (Так называли у нас до революции в простонародье священников). Не хочу подробно на этом останавливаться, разъясню только, что приведенная поговорка относилась к тем летним месяцам, когда была страда. Крестьяне все время проводили в поле. Надо было косить траву, сушить, копнить… в общем заготавливать сено. В южных районах в конце июля убирали уже и некоторые злаковые культуры. Поэтому церковь посещали, естественно, по-возможности.
Сейчас на священника (попа) «плюют» уже весь год. В прошлые века жизнь, особенно простых людей, зависела от урожая. Если неурожай ‒ значит будет голод, бедствие… Люди переживали, шли в храмы… служились молебны. Теперь такой зависимости от урожая нет. В магазинах можно круглый год днем и ночью купить, что хочешь. Были бы деньги. Поэтому вот это чувство зависимости от природы, а значит и от Бога, отошло на второй план. Конечно и безбожное время сыграло свою не последнюю роль, когда отсутствовало в семьях церковное воспитание.
Поделюсь некоторым своим наблюдением. Среди большинства вполне нормальных нецерковных людей сегодня бытует такое мнение: «Зачем ходить в храм постоянно. Туда чаще всего ходят немощные пожилые больные люди, а я еще вполне здоров (или здорова), и у меня полно дел… Вот доживу до старости, тогда будет видно».
Что тут сказать. До старости доживают далеко не все. Господь забирает и молодых, и в среднем возрасте…и больных, и здоровых. Сколько людей погибает в автомобильных авариях?.. Поэтому такая «теория» в корне неверна.
Известен такой интересный факт из жизни древнегреческого философа Диогена. Он брал фонарь и ходил по улицам города в дневное время. Когда его спрашивали, что он делает, отвечал: «Ищу человека».
Один мой знакомый прихожанин на вопрос: «почему он ходит в церковь», ответил: «Храм помогает мне стать человеком, избегать греховных поступков и удалятся от вредных привычек». Я хотел бы обратить внимание, что ответы философа и прихожанина невольно вызывают еще один вопрос: «Каким же должен быть человек, который создан по образу и подобию Божию?» Понятно, чаще всего говорят: «Нравственным, добрым, порядочным…» Безусловно, это так. Но какова реальная ситуация нашего бытия?
Наша планета представляет собой своеобразный космический корабль, а мы все ‒ его пассажиры или космонавты. Многие из нас не задумываются о том, что мы находимся в полете, ведут себя по-хамски, обманывают и унижают других, совершают тягчайшие преступления… Полет запрограммирован на длительное время, на века. Мы не видим Пилота, но кто-то этим кораблем управляет, маневрирует им, предохраняет от столкновения с другими небесными телами, сохраняет атмосферу. Имеются даже серьезные научные исследования, которые подтверждают все это. Иначе жизнь на земле могла бы погибнуть в считанные секунды. Однако многие из нас работают на разрушение этого корабля: «повреждают обшивку», всячески загаживают среду собственного обитания… В общем, ведут себя безобразно. И происходит «разгерметизация», планета постепенно приходит в негодность. В оправдание своего неверия нередко заявляют, что, мол, вера христианская она от евреев, и поэтому нам она не нужна. Что сказать таким людям? Вера наша от Бога, от Господа Иисуса Христа, который принял плоть человеческую, родился от Девы среди еврейского народа, в то время единственного носителя единобожия среди развращенного языческого мира с его многобожием, бесстыдными оргиями и принесением человеческих жертв.
Вера ‒ это, прежде всего, становление человека, приближение к Образу и Подобию Создавшего его, т. е. ко Творцу. Поэтому человек должен стать обожествленной личностью. Не просто морально-нравственной, а именно обожествленной, подняться на более высокий уровень, быть с Богом единым целым. Для этого Господь и вочеловечился, чтобы мы не только жили со Христом и обрели Спасение, но и получили ту славу, которую имел у Отца Сам Сын Божий.
Апостолы, получив благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой в виде огненных языков, разошлись по всему миру проповедовать Евангелие. Так и мы должны быть не просто верующими, но, как и апостолы, нести Благую весть ближним и дальним. Вот главное жизненное направление. Только таким путем происходит правильное становление личности, приближение ко Христу.
Нужно преодолевать свойственную многим лень и индифферентность, понуждать себя к добрым делам, в том числе к хождению в храм. В то же время наша вера не должна быть нарочито показной. В некоторых дореволюционных произведениях описываются случаи, когда человек, нередко с похмелья, надевал русскую узорчатую рубашку, новые сапоги и шел в храм, чтобы его все видели, и демонстративно ставил свечу. Вот, мол, какой я хороший, благочестивый!
У Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» «гость из ада», т. е. бес, хвастается перед Иваном, что мечтает воплотиться в толстую семипудовую купчиху, войти в церковь и поставить свечку от чистого сердца… Конечно, такое святотатство ‒ творческий вымысел автора. Но в нем заложен глубокий смысл.
На самом деле предвидение Достоевского очень актуально в наше время. Сегодня немало людей, которые в жизни ищут успеха, достатка, удовольствий, блаженств… и этим очерчен или ограничен их жизненный круг. Ездят по заморским курортам, отдыхают на собственных дачах или виллах где-нибудь, к примеру, на Канарских островах и в этом видят главный смысл жизни. И иногда ради приличия, как культурные люди, заходят и в храм, чтобы поставить маленькую свечечку.
Один святой молился за богатых как за самых несчастных людей.
В нашей жизни и вере не должно быть крайностей и перекосов.
Народная мудрость гласит: «Без Бога не до порога». Это означает, что выходя из дома или входя в него, перед порогом нужно перекреститься на иконы, чтобы благословение Божие не оставляло нас ни в доме, ни вне него. Вот азы, с которых начинается духовная жизнь.
Вспоминаю одного жителя Хотьково, который работал в пожарной части. Храм он посещал не только по праздникам и выходным, но и в будни. Если отсутствовал, значит был на дежурстве. Я как-то разговорился с ним и он мне признался, что уже много лет ходит на службы в монастырь и без церкви жить не может.
Муж-молитвенник всегда славился на Руси. Потому что не стоит село без праведника. Мужское благочестие ‒ это, прежде всего, отношение к храму, посещение церкви, а затем уже все прочее. Поэтому я могу лишь посоветовать нашим невоцерковленным мужам произвести собственную внутреннюю переоценку и не отставать от воцерковленных жен. И тогда наши храмы без сомнения «прирастут» мужчинами и свет Евангелия коснется многих сердец.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 17).