Найти тему
Счастливый Кормчий

Как написать сочинение ОГЭ без речевых клише (на примере сочинения "Что значит, быть внимательным к ближнему?")

Учимся строить сочинение ОГЭ
Счастливый Кормчий16 февраля 2022

Здравствуйте, друзья!

Использование речевых клише при создании сочинений допускается, и за них, конечно, не снижается балл. Но оригинальная творческая работа имеет больший вес. Поэтому стоит научиться создавать сочинения и без речевых клише.

Попробуем?

фото автора
фото автора

Методические материалы защищены авторским правом. Размещение на других каналах, сайтах, платформах запрещено. Передавать третьим лицам можно ссылку, но не текст статьи. Благодарю Вас за Вашу порядочность.

Сегодня мы напишем сочинение на тему «Что значит, быть внимательным к ближнему?» по тексту А.Г. Алексина.

Задание 9.3. звучит так:

Как Вы понимаете значение словосочетания ВНИМАНИЕ К БЛИЖНЕМУ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит, быть внимательным к ближнему?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Вступление

Начнём сочинение с вопроса, который звучит в теме:

«Что значит, быть внимательным к ближнему?»

Строим предложение-мостик от вопроса к ответу:

«Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое внимание».

Формулируем ответ – тезис с помощью подбора синонимов к слову «внимание»:

«Внимание – это забота, понимание, чуткое, бережное отношение друг к другу, сочувствие, сопереживание».

Комментируем определение (в комментарии мы «приближаемся» к тексту, уточняем понятие «внимание» в данном контексте):

«На мой взгляд, именно внимательное отношение к близким создаёт семью. Семья – это не несколько человек, живущих под одной крышей, это союз близких, понимающих друг друга людей».

1 пример

Чтобы не использовать шаблонные выражения (речевые клише) соединяем первое предложение второго абзаца и последнее предложение первого абзаца. (Семья – это не несколько человек, живущих под одной крышей, это союз близких, понимающих друг друга людей). Используем в качестве «крючка» слово «союз»:

«К сожалению, такой союз не сложился в семье Кольки, героя рассказа А.Г. Алексина. Самые близкие люди больно ранили мальчика (предложение 57). Любимая птица Кольки умерла из-за равнодушия людей. Близкие Коли так и не научились «бережно относиться к чувствам других».

Обратите внимание: пример не должен быть пересказом исходного текста. Это оценка ситуации, её анализ. Необязательно указывать номера предложений. А вот использование цитирования, особенно фрагментарного (включение фрагмента авторского текста в своё предложение) очень приветствуется.

2 пример

Раз мы не использовали речевое клише для оформления первого примера, то и здесь оно будет неуместно. Сразу переходим к примеру – комментарию, используя сквозное слово текста «внимание»:

«Не чувствовала внимания от самого близкого человека и Катерина Петровна, героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма». Старушка так и не дождалась своей дочери Насти, чтобы хоть перед смертью обнять близкого человека, сказать важные слова. Это страшно и горько».

Вывод

В выводе тоже обойдёмся без речевых клише. Обобщаем сказанное выше:

«Вокруг нас много равнодушия. Но внутри своей семьи мы можем создать мир, полный любви, заботы и внимания».

На следующих занятиях мы продолжим учиться строить сочинения ОГЭ, используя различные приёмы построения текста.

Друзья! Мне важна ваша ответная реакция. Пишите, всё ли понятно. Задавайте вопросы. Бесплатная подписка на канал – это возможность быть в курсе новых полезных публикаций.

#сочинение огэ