Найти тему
ИсториоГрад

Следы в храме Айн-Дара: могли ли боги ходить когда-то среди нас

Оглавление

Глубоко в засушливых землях северной Сирии можно найти уникальный археологический памятник. Айн-Дара состоит из комплекса зданий, построенных вокруг большого центрального храма.

Но что отличает храм, так это гигантские следы, которые поднимаются по лестнице ко входу. Слишком большие, чтобы быть человеческими, и врезанные в твердую скалу, некоторые считают, что это шаги бога, входящего в свой дом.

Кроме того, есть заметное сходство между Айн-Дара и храмом Соломона в Библии. Что бы ни значило это совпадение, и каково бы ни было происхождение этих следов, храм служит сильным напоминанием о временах, когда считалось, что боги ходят среди людей.

Храм Айн-Дара

Храм Айн-Дара считается сиро-хеттским храмом железного века. Первоначально обнаруженный в 1955 году, участок Айн-Дара несколько раз подвергался раскопкам в период с 1956 по 1980 год. По словам Али Абу Ассафа, эксперта-археолога, это место и найденный там храм использовались около 550 лет, начиная с 1300 г. до н.э. по 740 г. до н.э.

Сам храм стоит на кургане цитадели, возвышающемся над окружающими постройками. Он имеет квадратную центральную камеру с окружающей прямоугольной «антецеллой», которая сама окружена галереей с трех сторон.

Храм является свидетельством мастерства и уникальных навыков сиро-хеттских строителей, прекрасно построивших его из базальтовых блоков на известняковом фундаменте. Сохранившиеся фрагменты показывают, что во время функционирования он был украшен геометрическими рельефами, а также изображениями сфинксов и львов.

Знаменитый базальтовый лев, охранявший храм в Айн-Дара.
Знаменитый базальтовый лев, охранявший храм в Айн-Дара.

Эти существа и другие, более фантастические, также находятся на платформе внизу, охраняя храм, все они вырезаны из огромных базальтовых блоков. Чтобы добраться до портика храма, нужно было подняться по колоссальной лестнице, на каждой стороне которой стояли по два льва и сфинкс.

Первоначально здание было сложено из сырцового кирпича, обшитого деревянными панелями, но сейчас эта конструкция утрачена. Украшение продолжалось в интерьере: стены и фасад храма Айн-Дара были покрыты сотнями резных рельефов, изображающих херувимов, львов, мифических существ, богато украшенных геометрических узоров, пальметт и горных богов.

-2

Но, несмотря на всю эту сохранившуюся иконографию, археологи до сих пор не могут установить божество, которому на самом деле был посвящен храм Айн-Дара. Распространенная теория состоит в том, что храм был посвящен богине плодородия Иштар.

Однако это далеко не точно. Некоторые другие группы исследователей и археологов предполагают, что храм был посвящен владелице святилища, богине Астарте. Другие же считают, что храм Айн-Дара был посвящен Баалу Хададу, главному богу погоды региона.

Храм Соломона в Сирии?

Согласно реконструкции археологов, храм имеет много общего с библейскими описаниями Храма Соломона, которому он, по-видимому, предшествует. Могло ли это быть источником вдохновения для Храма Соломона? В качестве альтернативы, могли ли библейские авторы, стремящиеся возвеличить своего легендарного царя, вставить детали, заимствованные из Айн-Дара?

Планировка храма аналогична планировке библейского храма. Оба здания имели одинаковый трехсторонний план, который включал главный зал святилища, входное крыльцо, поддерживаемое двумя колоннами, и приподнятую раку.

Однако, несмотря на то, что храм Айн-Дара имел ряд сходных черт с храмом царя Соломона, есть и некоторые отличия. Это может означать, что Айн-Дара был скорее источником вдохновения для Храма Соломона, а не массовым копированием.

-3

Таинственные отпечатки

Выдающейся и уникальной особенностью храма Айн-Дара являются гигантские следы, которые находятся на известняковых блоках порога. Ступени лежат у входа в храм и имеют длину около 3 футов (1 м).

Одна из гигантских ступеней находится на полу портика, затем две вместе, и последняя у входа в главный зал. Расстояние между ступенями составляет почти 30 футов (9,1 м). Это подразумевает огромный шаг и предполагает, что тот, кто, как предполагалось, сделал их, был около 65 футов (20 м) в высоту, действительно гигант.

Следы у входа в храм
Следы у входа в храм

Левая ступенька, высеченная на плите, изображает бога, входящего в храм Айн-Дара. Правая ступенька, высеченная у порога, указывает на то, что гигантскому богу потребовалось всего два шага, чтобы войти в храм.

Для прихожан, делавших много шагов, чтобы преодолеть одно и то же расстояние, видимость незримого присутствия их гигантского бога была бы действительно ошеломляющей. И структура храма, по-видимому, продолжалась в этом масштабе: по мнению исследователей, храм Айн-Дара был достаточно большим, чтобы позволить такому богу войти в него и поселиться там.

Другие теории: древние гиганты?

Существует ряд конкурирующих теорий, касающихся гигантских следов, найденных у входа в храм Айн Дара. Другие исследователи и историки утверждают, что гигантские шаги могли принадлежать гигантским гуманоидным существам, которые были нашими предками. Некоторые исследователи даже считают, что гигантские следы могли принадлежать неопознанным существам с огромными когтями.

Конечно, наиболее известная и общепринятая теория состоит в том, что эти следы были вырезаны самими строителями храма. Однако возникает вопрос: какова была реальная цель создания резьбы?

Многие считают, что следы могли быть созданы для того, чтобы помнить о присутствии богов. Это могло быть какое-то изображение божества, которое жило в храме, чтобы посетители немедленно осознали, что они находятся в присутствии божественного и нечеловеческого.

-5

Потеряно навсегда

К сожалению, на эти вопросы теперь никогда не будет ответа. В январе 2018 года сообщалось, что храм Айн-Дара был в значительной степени разрушен в результате авиаударов турецких ВВС.

Согласно сообщениям, храм Айн-Дара был «взорван на куски» и сильно пострадал. Разграбление уцелевших артефактов, в том числе оставшихся знаменитых базальтовых львов, завершило разрушение храма, оставив только руины и обломки.

Почти все, что здесь изображено, уничтожено.
Почти все, что здесь изображено, уничтожено.

И вот, простояв около 3000 лет, храм был напрасно разрушен в ходе локальной войны. Такой бессмысленный вандализм подчеркивает, насколько важным должно быть сохранение таких мест, поскольку только через понимание того, откуда мы пришли, мы понимаем самих себя.

Храм мог исчезнуть, но вопросы остались. Для кого был храм? Кто оставил следы? Это загадка, которую мы, возможно, никогда не решим.

Друзья, если вам понравилась статья, не стесняйтесь комментировать и ставить лайки. Также, буду признателен, если вы подпишитесь на мой канал "ИсториоГрад".