«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» (1-е Тим. 6: 6-10).
Почему именно сребролюбие названо корнем всех зол? Вот и Иуду Искариота, одного из учеников Христовых, сгубило сребролюбие. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.» (Мф. 26: 14-16). Иуда предал Христа, последовав этой страсти, а позже это привело его к отчаянию и самоубийству. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.» (Мф. 27: 3-5).
Сребролюбие – страсть к обогащению, к земному благополучию, к материальным ценностям. Эта страсть привязывает человека к земле, к земному богатству, к комфорту, который он часто любит более, чем Бога, более чем духовную жизнь. Сребролюбцам свойственно обычно плотское мудрование, противоречащее духовному разуму, разуму Евангельскому. Ведь здесь на земле многое можно купить за деньги, многими благами пользоваться. Деньги могут быть для тех, кто подвержен влиянию этой страсти, идолом, тем самым «золотым тельцом», который они предпочитают служению Богу. Люди, которые привыкли жить в комфорте, стремящиеся к богатству земному, очень привязаны к своему богатству, как тот юноша, который вопрошал Христа, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10: 17-24). Любители комфорта и земных благ, выбирающие земное богатство, могут с лёгкостью принять печать антихриста, которое есть число человеческое – 666, и связано с весом золота, которое приходило царю Соломону каждый год. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3-я Царств 10: 14). Это стремление к обогащению, комфорту, плотское мудрование.
Также сребролюбие может быть причиной многих грехов, вплоть до того, что может толкнуть человека на мошенничество, воровство, и даже убийство. Страсть к деньгам может толкнуть человека и на блуд. Деньги также подпитывают гордость. Человек, обладающий богатством, может гордиться им, высокомерно относиться к другим людям. Сребролюбие может быть причиной жадности, когда человек не хочет помогать ближнему, желая всё более и более накапливать богатство для себя. Сребролюбие может быть и причиной чревоугодия, потому что имеющие богатство могут привыкнуть к изысканной пище, не желая употреблять в пищу простую еду. Также сребролюбие может быть причиной и ожесточения сердца, потому что тот, кто хорошо живёт здесь, привязан к своему богатству, может не понимать бедных, нуждающихся людей, как в притче о богаче и Лазаре богач не понимал Лазаря. (см. Лк. 16: 19-31). «Сытый голодного не разумеет». Пословица. Деньги становятся неким идолом для сребролюбца, он начинает служить этой страсти, а не Богу. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Мф. 6: 24). Человек, подверженный страсти сребролюбия, начинает надеяться не на Бога, а на своё богатство, потому что многое здесь на земле покупается за деньги.
Само по себе богатство не является грехом, но является грехом отношение к нему. «Богатство аще течет, не прилагайте сердца.» (Псалом 61: 10) – говорит нам псалмопевец. Например, является грехом, когда человек надеется на своё богатство. Когда человек выбирает грех, нарушение заповеди Божией, чтобы получить деньги, особенно систематически, то, он подобно Иуде, предаёт Христа. Он служит греху, а через грех сатане. Или же, когда стремящийся к обогащению постоянно игнорирует богослужения в воскресенье, не посещает храм Божий по причине того, что в это время выбирает земное, когда у него законный выходной, выбирает работу, выбирает заработать побольше денег. Тогда как христианин призван к тому, чтобы побеждать в искушениях, выбирая небесное, духовное, выбирая служение Богу, а не греху. Пример нам показал Господь Иисус Христос, который победил сатану в искушении богатством и властью: «Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.» (Мф. 4: 8-11).
Да, за деньги много что можно купить здесь на земле, но деньги не могут спасти от смерти и ада, может спасти только Бог. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36-37). «Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися, брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея, и утрудися в век.» (Псалом 48: 6-8). Христианину следует быть готовым отказаться от богатства ради Господа, отказаться нарушить заповедь Божию, чтобы заработать денег, выбрав духовный разум. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Мк. 8: 35). Помогает бороться с сребролюбием память смертная, память о воздаянии в вечности, о Страшном Суде. Чтобы бороться с сребролюбием, с жадностью, нужно понуждать себя к милостыне, к делам милосердия. Милостыня и является достойным плодом покаяния в этом грехе, как поступил мытарь Закхей. Лучше собирать сокровище на небесах, которое складывается из добрых дел во славу Божию и из любви к Богу и ближним и молитв. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21). А ещё нужно понимать, что все средства, то, что человек может зарабатывать для себя, всё это от Господа. Господь и подаёт силы, чтобы работать и зарабатывать деньги. И нужно благодарить Господа за все земные блага, которые Он нам даёт.
«Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия.» (Псалом 118: 127).