Найти тему
Алексей Алешин

"Покорность". Моё прочтение романа Мишеля Уэльбека.

Впервые я пишу рецензию на прочитанное произведение. Хотя это, наверное, не рецензия, а просто впечатление от прочитанного. Если бы я делал это для себя, то было бы проще. Это сложно с непривычки. О чём писать? Не будешь же пересказывать содержание. Если бы в живую рассказывать, тогда другое дело, но писать! Как выразить кратко, то о чём это книга и оценить её достоинства и недостатки. А может нужно охарактеризовать главного героя и соответственно автора и всё станет более-менее понятно. Попробую.

Начну как говориться от печки, вот то, что приходит или приходило в голову по мере прочитывания.

Книга довольно вялая. Очень мало действия. Мало эмоций. Не хватает масштабности. Получается я излагаю свои литературные вкусы и пристрастия. И, да и нет. Нельзя сказать, чтобы книга мне не понравилась (я вообще люблю читать). Мне близко повествование от первого лица. И описание внутренних переживаний героя, не именно данного, а вообще, мне тоже близко. Поэтому вроде бы с этой точки зрения она (роман) должна была зайти.

Я так понял основной посыл автора: упадок или даже уже почти смерть если не совсем смерть христианской цивилизации и христианских ценностей. В романе это происходит во Франции (читай во всей Европе). В 2022 году на демократических выборах побеждает кандидат мусульманин и страна за какой-нибудь год с небольшим преображается. Становиться нечто вроде богатого арабского государства вроде Саудовской Аравии или Катара, но это конечно без подробностей, просто я так ощутил, в романе внешнему описанию событий и интерьеров не придаётся особого значения, их попросту не видишь, за редким исключением, например, описание французской провинции, или гастрономические и архитектурные описания. Природы почти совсем нет. Без описаний природы мне гораздо сложнее чувствовать атмосферу той среды, в которой живёт герой, да и повествование делается каким-то замкнутым и сухим, как будто смотришь на мир из окна чужого автомобиля, или читаешь газету, ни воздуха, ни красок. Если вся современная проза такая, мне жаль.

Главный герой – профессор литературы в университете Сорбонны, специалист по Гюисмансу. Ему за сорок. Он одинок. Всю жизнь он жил для себя. Написал неплохую (таковы оценки коллег, научного сообщества) диссертацию по Гюисмансу и остался преподавать в университете. И проходит двадцать лет. Все эти годы он с легкостью живет на неплохую профессорскую зарплату. Меняет каждый год подруг. Это в основном и даже по преимуществу студентки и аспирантки, которые приходят к нему на лекции. В начале учебного года он заводит знакомство, а к каникулам роман плавно заканчивается, к обоюдному согласию по причине того, что она «встретила другого человека», а ему этого и надо, для него это уже привычная схема. Желания завести семью у него почему-то за эти двадцать лет не возникает.

И вот мы застаём главного героя в начинающемся кризисе среднего возраста на фоне стремительно и так неожиданно меняющейся политической ситуации, при чём меняющейся глобально. Он анализирует свою жизнь. Жизнь своих коллег, таких же как он. Вспоминает своих родителей, с которыми он не общался лет десять и которые давно в разводе. (он почему-то относит их к поколению бэби-бум, я это не прояснил). Размышляет о семейных ценностях, и конечно приходит к неутешительным для европейской цивилизации выводам, эти выводы конечно не формулируются отчетливо, но их может вполне сформулировать читатель по мере прочтения. В конце романа они конечно формулируются довольно отчетливо.

Свою последнюю подругу Мириам, ей 22 года, он как-то очень легко отпускает. Она уезжает с родителями в Израиль, её семья опасается гонений на евреев после прихода к власти мусульманского президента. Накануне отъезда она признаётся ему в любви, обещает вернуться, как только всё уляжется во Франции. Но он в это как-то слабо верит, даже не в том вопрос, он просто не желает связывать с ней свою дальнейшую жизнь, хотя понимает, что после её отъезда ему будет очень одиноко. Так оно и происходит. Их переписка сходит на нет, он не пишет и не звонит, она в конце концов «встречает одного человека». Он страдает и морально и физически. Ухудшается здоровье. Его увольняют из университета, поскольку по новым законам в высших учебных заведениях запрещается преподавать людям, не принявшим ислам. И хотя ему тут же начинают выплачивать пенсию, которую он стал бы получать только, достигнув возраста 65 лет, это служит слабым утешением, хотя эта сумма довольно внушительная, 3 с лишним тысячи евро в месяц.

Его отношения с женщинами довольно странные, в основном они сводятся к удовлетворению чисто физиологических потребностей. Подкупает его откровенность в описании собственной интимной жизни, но уж больно они физиологичны и натуралистичны, чтобы претендовать на высокую художественную ценность (хотя может никто и не претендует, может это теперь такой европейский реализм без прикрас и романтики).

Меня поразило, что в его душе (душе героя или автора, я не понял этого) совсем нет места такому важному и естественному для человека чувству как Любовь. Этого чувства не видится и нигде поблизости. Неужели это действительно современная Европа? - думал я.

В итоге он доходит до мыслей о самоубийстве. Ибо как оказывается жить для себя он не способен, по крайней мере он сам так утверждает. Он некоторое время путешествует, пытаясь хоть как-то заполнить пустоту, меж тем умирает в одиночестве его мать и её некому похоронить, её хоронят за счёт муниципалитета на кладбище для неимущих, потом умирает отец, который оставляет ему и своей второй жене довольно внушительное наследство. Но все эти события проходят мимо него, он продолжает деградировать, вырванный из общественной и привычной жизни, оставаясь при этом человеком вполне способным ещё принести пользу обществу, да и себе.

Вдруг совершенно неожиданно он получает очень выгодное предложение, связанное с его прошлой деятельностью. Очень престижное издательство намерено издать Гюисманса, которого по каким-то причинам до сих пор не издало, а так как по Гюисмансу специалиста более компетентного и авторитетного нет, то естественно обращаются к нему. А дальше пошло-поехало. Он стал вращаться в новых высоких кругах. И его довольно быстро приглашают вернуться на кафедру. Единственное условие: ! он должен принять Ислам. Некоторые его коллеги, конечно мужчины, уже сделали это и живут припеваючи, имея официально 2-3 жены. Женщинам кстати преподавать запрещено, да и работать в принципе практически тоже, если только обслуживающим персоналом, типа секретари. (этот вопрос детально не прописан в романе, но в университете женщин преподавателей нет)

Он не долго обдумывает создавшееся положение. Ему помогает ректор университета, очень убедительный, безусловно талантливый и харизматичный человек, но это второстепенный персонаж, главное сам герой видит плоды исламизации. Фактически это мечта стареющего интеллектуала и он это прекрасна понимает: он возвращается к прежней жизни преподавателя, живёт на довольно приличную зарплату, ему даже озвучивают, что на неё можно позволить себе трёх жён, и вокруг него всё те же молоденькие студентки аспирантки и он получает даже нечто большее чем второй шанс, он получает возможность прожить счастливую старость в окружении молоденьких жён. Он принимает Ислам!

Резюме: эту книгу, попав она в руки воинствующих феминисток, немедленно бы публично сожгли предварительно, обнажившись на камеру, а самого автора, наверное, закидали бы чем-то тухлым и вонючим. Может так и было, а может я преувеличиваю, слегка иронизируя. Но моё мнение таково, что многим современным женщинам эта книга вряд ли понравится.

Возможно это моё первое впечатление, и оно изменится после второй книги или под воздействием более глубокого знакомства с современной прозой.