Найти в Дзене
Искусство Сибири

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ

Думаю многих интересует вопрос преемственности в искусстве. В разные периоды преемственность понималась по-своему. В одном случае, как схожесть характера, привычек, внешности. В другом, сходства объясняют генетикой, условиями воспитания и образования, социальными и поколенческими факторами. В феврале кемеровчанам представилась возможность рассмотреть творческое сходство и поколенческие отличия в творчестве двух новокузнецких художников Александра и Всеволода Суслова.  Всеволод и  Александр Сусловы сын и отец, оба художника пишут на схожую тематику. Конечно, их сближает общая семейная история, быт, пронизывающее чувство родства и воспитательно-сепаративное противостояние.  Для меня эта выставка больше о Всеволоде Суслове. Когда-то у меня была гипотеза о том, что творчество Всеволода Суслова открывает в Кузбассе страницу молодежного искусства, отличную от уже сложившихся художественных традиций. Теперь я не так категорична, но доля правды в этой гипотезе есть. Всеволод Суслов работает в

Думаю многих интересует вопрос преемственности в искусстве. В разные периоды преемственность понималась по-своему. В одном случае, как схожесть характера, привычек, внешности. В другом, сходства объясняют генетикой, условиями воспитания и образования, социальными и поколенческими факторами. В феврале кемеровчанам представилась возможность рассмотреть творческое сходство и поколенческие отличия в творчестве двух новокузнецких художников Александра и Всеволода Суслова. 

Всеволод и  Александр Сусловы сын и отец, оба художника пишут на схожую тематику. Конечно, их сближает общая семейная история, быт, пронизывающее чувство родства и воспитательно-сепаративное противостояние. 

Всеволод Суслов Экология. Серия. 2008
Всеволод Суслов Экология. Серия. 2008

Для меня эта выставка больше о Всеволоде Суслове. Когда-то у меня была гипотеза о том, что творчество Всеволода Суслова открывает в Кузбассе страницу молодежного искусства, отличную от уже сложившихся художественных традиций. Теперь я не так категорична, но доля правды в этой гипотезе есть.

Всеволод Суслов работает в авторской технике - сочетает цифровую и уникальную графику. Его работы построены на сочетании цветовых слоев. При этом художник не отказывается от глубины пространства.  На мой взгляд, в его графике  ярко проявилось интуитивное начало. И в этом одно из принципиальных отличий Всеволода от Александра.  

Александр Суслов Тема черного. Серия. Жемчужный снег.
Александр Суслов Тема черного. Серия. Жемчужный снег.

Аналитический дар Александра Васильевича виден в разнообразии художественных направлений и способе воплощения идеи. В этом смысле выставка в Кузбасском центре искусств отражает только часть творческого наследия Александра Васильевича. В экспозиции представлены пейзаж, миметическая абстракция, работы на индустриальную тематику, а также работы  направления "сибирская неоархаика". 

 

Всеволод Суслов Весенние сны. 2015 Площадь Побед.
Всеволод Суслов Весенние сны. 2015 Площадь Побед.

Творчество Всеволода и Александра Сусловых  сближается в пейзаже и беспредметности. При этом зачастую оба художника закладывают в свои произведения двойное послание. Так в работах Александра Васильевича элементы пейзажа растворяются в почти абстрактном пространстве. А в графике Всеволода Суслова четко выделяется столкновение человека с большим и слабо структурированным миром. Почти во всех пейзажах Александра и Всеволода  прочитывается экологический контекст. Но если у Александра Васильевича экология прочитывается в трагедии преобразованного пейзажа, то у Всеволода Суслова экологическую катастрофу переживает субъект.

Александр Суслов День зимнего солнцестояния. 1984
Александр Суслов День зимнего солнцестояния. 1984

Практически во все свои произведениях Александр Васильевич  вкладывает идеи цикличности жизни. Но если в работах направления сибирской неоархаики жизненный круг представлен как  в историческом, так и в онтологическом смысле, то в большинстве других работ виден надысторический взгляд автора на действительность. 

Всеволод Суслов Третий день. Часть диптиха. 2021
Всеволод Суслов Третий день. Часть диптиха. 2021

Всеволод Суслов скорее сосредоточен на самоощущении художественного. Его ориентир - право на высказывание собственного эстетического видения мира. При этом мир или действительность понимается им как соединение придуманных и случайных элементов, создающих некое глобальное многослойное полотно.

В отношении к беспредметности Всеволод и Александр Сусловы расходятся. Александр Васильевич в своих произведениях легко переходит от изобразительности к символу. 

Смыслы, заложенные в произведения Александра Васильевича стоит распутывать как головоломку. Поэтому автор дает зрителю ключ и намечает траекторию для созерцания.

Беспредметность Всеволода Суслова иного рода. Он легко соединяет в одной работе предметность и абстракцию, плоскостность и глубину. Автоматизм и визуальные эффекты компьютерной графики выводят произведения Всеволода Суслова на прочтение беспредметности цельно как полотна или орнамента.

 

Александр Суслов  Тема черного. Серия. 2020. Река Аба.
Александр Суслов Тема черного. Серия. 2020. Река Аба.

Творчество Александра Васильевича отличает  балансирование на грани предметности и тонкая эквилибристика принятыми темами и честным отношением к искусству и современности. Всеволод Суслов оттолкнулся от точки опоры, которую когда-то создал для него отец, и познает глобальный мир  интуитивным путем, сохраняя при этом некоторую внутреннюю приверженность графической строгости листа. 

Всеволод Суслов Буря. Часть триптиха. 2017
Всеволод Суслов Буря. Часть триптиха. 2017

Как зритель реагирует на эту выставку? Конечно, большая часть зрителей знает и любит творчество Александра Васильевича. И голосует ногами и рублем за выставку именно благодаря популярности Александра Васильевича.

Ведь ему удается  совмещать творчество и  организаторскую работу настолько хорошо, что для многих его фигура стала точкой опоры в творчестве и проектировании современного художественного сообщества. Но, на мой взгляд, значение выставки "Параллели" в сочетании и столкновении разных поколенческих взглядов на мир. И в этом смысле, Всеволод Суслов предлагает зрителю вполне законченное авторское и поколенческое послание.