Думаю многих интересует вопрос преемственности в искусстве. В разные периоды преемственность понималась по-своему. В одном случае, как схожесть характера, привычек, внешности. В другом, сходства объясняют генетикой, условиями воспитания и образования, социальными и поколенческими факторами. В феврале кемеровчанам представилась возможность рассмотреть творческое сходство и поколенческие отличия в творчестве двух новокузнецких художников Александра и Всеволода Суслова.
Всеволод и Александр Сусловы сын и отец, оба художника пишут на схожую тематику. Конечно, их сближает общая семейная история, быт, пронизывающее чувство родства и воспитательно-сепаративное противостояние.
Для меня эта выставка больше о Всеволоде Суслове. Когда-то у меня была гипотеза о том, что творчество Всеволода Суслова открывает в Кузбассе страницу молодежного искусства, отличную от уже сложившихся художественных традиций. Теперь я не так категорична, но доля правды в этой гипотезе есть.
Всеволод Суслов работает в авторской технике - сочетает цифровую и уникальную графику. Его работы построены на сочетании цветовых слоев. При этом художник не отказывается от глубины пространства. На мой взгляд, в его графике ярко проявилось интуитивное начало. И в этом одно из принципиальных отличий Всеволода от Александра.
Аналитический дар Александра Васильевича виден в разнообразии художественных направлений и способе воплощения идеи. В этом смысле выставка в Кузбасском центре искусств отражает только часть творческого наследия Александра Васильевича. В экспозиции представлены пейзаж, миметическая абстракция, работы на индустриальную тематику, а также работы направления "сибирская неоархаика".
Творчество Всеволода и Александра Сусловых сближается в пейзаже и беспредметности. При этом зачастую оба художника закладывают в свои произведения двойное послание. Так в работах Александра Васильевича элементы пейзажа растворяются в почти абстрактном пространстве. А в графике Всеволода Суслова четко выделяется столкновение человека с большим и слабо структурированным миром. Почти во всех пейзажах Александра и Всеволода прочитывается экологический контекст. Но если у Александра Васильевича экология прочитывается в трагедии преобразованного пейзажа, то у Всеволода Суслова экологическую катастрофу переживает субъект.
Практически во все свои произведениях Александр Васильевич вкладывает идеи цикличности жизни. Но если в работах направления сибирской неоархаики жизненный круг представлен как в историческом, так и в онтологическом смысле, то в большинстве других работ виден надысторический взгляд автора на действительность.
Всеволод Суслов скорее сосредоточен на самоощущении художественного. Его ориентир - право на высказывание собственного эстетического видения мира. При этом мир или действительность понимается им как соединение придуманных и случайных элементов, создающих некое глобальное многослойное полотно.
В отношении к беспредметности Всеволод и Александр Сусловы расходятся. Александр Васильевич в своих произведениях легко переходит от изобразительности к символу.
Смыслы, заложенные в произведения Александра Васильевича стоит распутывать как головоломку. Поэтому автор дает зрителю ключ и намечает траекторию для созерцания.
Беспредметность Всеволода Суслова иного рода. Он легко соединяет в одной работе предметность и абстракцию, плоскостность и глубину. Автоматизм и визуальные эффекты компьютерной графики выводят произведения Всеволода Суслова на прочтение беспредметности цельно как полотна или орнамента.
Творчество Александра Васильевича отличает балансирование на грани предметности и тонкая эквилибристика принятыми темами и честным отношением к искусству и современности. Всеволод Суслов оттолкнулся от точки опоры, которую когда-то создал для него отец, и познает глобальный мир интуитивным путем, сохраняя при этом некоторую внутреннюю приверженность графической строгости листа.
Как зритель реагирует на эту выставку? Конечно, большая часть зрителей знает и любит творчество Александра Васильевича. И голосует ногами и рублем за выставку именно благодаря популярности Александра Васильевича.
Ведь ему удается совмещать творчество и организаторскую работу настолько хорошо, что для многих его фигура стала точкой опоры в творчестве и проектировании современного художественного сообщества. Но, на мой взгляд, значение выставки "Параллели" в сочетании и столкновении разных поколенческих взглядов на мир. И в этом смысле, Всеволод Суслов предлагает зрителю вполне законченное авторское и поколенческое послание.