Найти тему
НЭБ

А зори здесь тихие. Прототипы любимых героев

Несомненно, Борис Васильев – один из самых пронзительных писателей-фронтовиков. Книги Васильева – это прекрасная возможность узнать о Великой Отечественной войне, о ее героях – простых солдатах, партизанах. Это истории о любви на войне, предательстве, о верности своим идеалам и Родине. Когда читаешь их, невозможно остаться равнодушным.

Одно из знаковых и популярных произведений автора – «А зори здесь тихие», повесть о юных девушках-зенитчицах, вступивших в неравный бой с немецкими десантниками. Известно, что сам Борис Васильев попал на фронт в 17 лет. Вместе с другими добровольцами он был в составе истребительного комсомольского батальона в районе Смоленска. Здесь же 3 июля 1941 года попал в окружение, из которого выходил практически полгода. Выйдя из окружения, добрался до советских войск. Несовершеннолетнего бойца отправили учиться военному делу в полковую кавалерийскую школу. На передовую Васильев вернулся только в 1943 году, но вскоре был ранен. Ранение оказалось тяжелым — на фронт он вернуться не смог. Но главный свой багаж с полей войны будущий писатель к тому времени уже вынес – это люди, которых война превратила в рядовых солдат, санитаров, молодых офицеров и в кадровых военных. Все они десятилетия спустя появятся на страницах его книг.

Не стала исключением и повесть «А зори здесь тихие». У ее персонажей тоже есть прототипы. В основу произведения легла реальная история: в начале войны семь раненых солдат помешали немецким диверсантам взорвать железную дорогу Петрозаводск-Мурманск. В живых остался только опытный сержант. Конечно, писатель внес коррективы: изменился пол героев – женщинам ведь труднее всего на войне. Вот как сам писатель рассказывает о своем произведении:

Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они словно прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время девочками тридцатых годов.

Как же на самом деле развивались те трагические события? Охранять одну из станций Кировской железной дороги, соединявшей Петрозаводск с Мурманском, отправили семерых выздоравливающих после ранений солдат. Ничего не предвещало беды, но однажды недалеко от бойцов высадилась группа диверсантов. Целью немцев была железная дорога, которую они хотели взорвать, чтобы помешать движению поездов в сторону линии фронта.

Силы были не равны. Раненые красноармейцы сильно уступали физически крепким, отлично подготовленным фашистам. Дело усугублялось еще и тем, что из оружия у наших солдат был только единственный пулемет, которым они и отстреливались. Борьба растянулась на несколько дней, один за другим гибли молодые бойцы. Ценой своей жизни они отстояли этот участок железной дороги, но врагов не подпустили. Когда прибыло наше подкрепление, в живых остался только командовавший отрядом опытный сержант – прототип коменданта Федота Васкова. Именно он и рассказал об этом подвиге.

Ну а что же девушки? Были и у них реальные прототипы. Так образ красавицы Жени Камельковой списан с молодой медсестры Раи Толстовой из Краснодара.

27 сентября 1942 года группа партизан расположилась в засаде рядом с дорогой около большого оврага в районе станции Ставропольской, через который был переброшен мост. Рая получила особое задание – она должна была тщательно замаскироваться и наблюдать за местностью, чтобы в случае появления фашистов подать сигнал, а если у партизан появятся раненые, оказать им первую помощь и увести в тыл.

Внезапно вблизи станции начался бой, и, несмотря на численное преимущество немцев, партизаны решили атаковать. А пока шло это сражение, с разных флангов стали подтягиваться другие группы немцев. Они шли тихо, чтобы застать партизан врасплох, взять в кольцо и уничтожить. Рая, которая находилась в укрытии, вдруг услышала хруст веток и немецкую речь, а потом увидела и самих фашистов, пытающихся приблизиться к партизанам с тыла. Девушка поняла, что нужно действовать: молча лежать и видеть, как гибнут товарищи, она не могла.

И тогда она приняла смелое решение – увести врагов. Подождав, когда немцы спустятся к дороге, Рая выпустила очередь, громко прокричала: «Здесь фашисты!» – и бросилась в горы. Эхо далеко разнесло звонкий крик девушки. Его услышали и партизаны. А Рая, пока немцы приходили в себя, убегала что есть сил. Но фашисты уже бросились за ней, подумав, что она вместе с другими партизанами отступает в лес. Так отважная девушка запутала немцев. Три километра она поднималась в горы, затем ее, уже раненую и без сил, поймали немцы. После нескольких дней пыток и издевательств, поняв, что Рая не выдаст партизан, каратели ее расстреляли.

Эту историю мы видим в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие».

Известно, что образ еще одной девушки – Сони Гурвич, знающей немецкий язык, Васильев списал со своей супруги – Зои Поляк. Они познакомились во время войны, когда учились в Военной академии бронетанковых войск. Вот как он писал о ней:

Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич.

Как и Соня, она не отличалась яркой внешностью, но была рассудительной и целеустремлённой. Как и героиня книги, она была интеллигентной, образованной и поэтичной натурой. Зоя Альбертовна являлась первым читателем и главным критиком мужа, правила и редактировала его интервью, материалы о нем. Их брак продлился 68 лет. Когда ее не стало, писатель очень сильно переживал, и ушел из жизни всего через два месяца после смерти супруги.