Знание психологии помогает лучше понимать окружающих, причины их действий. Люди вокруг становятся предсказуемы, а значит, общаться с ними легче и приятнее.
Эффект Прэтфелла
Что делает человек, когда очень хочет произвести благоприятное впечатление? Правильно, показать свои самые сильные и лучшие стороны. На собеседовании при приеме на работу мы сообщаем, что грамотные специалисты. На свидании рассказываем случаи, когда оказывались на высоте. И почему-то часто эффект оказывается вовсе не таким, на который рассчитывали.
Оказывается, людям больше нравится, если собеседник волнуется или прямо говорит, что несовершенен. Здесь, главное, не перегнуть палку. Например, на экзамене вы нетвердо знаете ответ на один из вопросов. Так и признайтесь, что недостаточно глубоко поняли тему. Это располагает гораздо больше, чем самоуверенность. Вы словно говорите: «я безопасен, у меня тоже есть слабости». Это обезоруживает, в то время, когда самоуверенность и холодность расценивается как агрессия. Это и есть эффект Прэтфелла – психологический феномен, доказывающий, что небольшие ошибки и общая не идеальность вызывают большую симпатию у собеседников, чем безупречность.
Эффект свидетеля
Невероятно, но факт: чем больше людей видят, что на их глазах происходит что-то из ряда вон выходящее, тем меньше шансов, что хоть кем-то будут предприняты действия. Говоря проще, если человека избивают посреди шумной улицы, шанс, что прохожие вмешаются тем ниже, чем больше людей вокруг.
Так работает психология. Каждый думает примерно так: «почему я»? Действовать будут другие. Выведены даже проценты. Так, если свидетель только один – он поможет жертве в 85% случаях. Два наблюдателя снизят эту вероятность до 65%. Их четверо? Процент падает до 31. Пугающая закономерность.
Психологи сделали вывод, что, оказавшись в такой ситуации, просить о помощи нужно адресно, называя признаки. Например, «мужчина с собакой» или «женщина в сером пальто». Личное обращение вырывает человека из толпы, переводит его в «избранные» и эффект перестает действовать.
Парадокс выбора
Хорошо, когда есть возможность выбора. Но сам процесс может оказаться мучительным, особенно когда характеристики объектов схожи. Потому что люди начинают жалеть об упущенных возможностях, особенно когда дело касается чего-то глобального: выбора ВУЗа или места работы.
Марк Леппер и Шина Айенгар – психологи из американских университетов – доказали это наглядно. В одном из супермаркетов, отличающихся большим ассортиментом всевозможных продуктов, покупателям предлагали забрать с собой 1 из 6 видов джемов, второй группе было предложено сделать выбор уже из 24 вариантов.
Из тех, кто рассматривал меньший ассортимент, довольными ушли 30% покупателей, из второй группы – только 3%.
Шина Айнегар не остановилась на этом исследовании. Позже ее заинтересовали пенсионные взносы. Те компании, которые предлагали своим работникам ограниченный выбор, не имели недостатка в желающих вложить деньги и обеспечить старость. Там же, где предлагались десятки и сотни вариантов, люди совсем отказывались участвовать в подобных вложениях, не в силах выбрать нужный.
Отсюда вывод: если желаемое отличается незначительно, но вариантов много, человек впадает в ступор, как тот самый буриданов осел, который не смог выбрать между двумя копнами сена и пал жертвой своей нерешительности, мучимый голодом.
Эффект Пигмалиона
Нереальные цели позволяют добиться больших результатов. Казалось бы, заведомо недостижимая планка заставит отказаться от выполнения задания. Но выходит ровно наоборот.
Роберт Розенталь доказал это, проведя интересный эксперимент. Он выдал результаты тестов учеников учителям. Но при этом схитрил: работы «середнячков» выдал за отличные и наоборот. В итоге те, кто показывал низкие результаты, стал лучше учиться. Потому что преподаватели, считая их способными, ожидали большего.
Тот же эффект происходит на работе, при взаимодействии в команде. Когда цели весьма амбициозны и трудно достижимы, группа выкладывается на все сто, получая хорошие результаты.
Эффект прожектора
Многие люди стараются произвести впечатление любой ценой: покупают дорогие смартфоны, одежду, тщательно укладывают волосы. Но правда в том, что всем все равно. Даже если вы попадете в нелепую ситуацию, например, поскользнетесь на кожуре от банана, об этом будут помнить максимум 15 минут.
Те, кто не понимает, что каждый зациклен исключительно на себе, могут очень страдать от того, что у них пятно на блузке или порвались колготки. Им кажется, что мощный прожектор направлен прямо на этот недостаток. Конечно же, это не так.
А небольшие недостатки только располагают к себе других. Это доказал Эллиот Аронсон.
Эффект фокусировки
«Большое видится на расстоянии», - писал Есенин. И как же он был прав! Интересную ошибку совершает мозг. В ряде случаев мы делаем выводы, получив лишь часть информации, но приняв ее за целое. В итоге человек делает неверные обобщения и прогнозы.
Этим пользуются маркетологи, громко заявляя о снижении цены, которая изначально была завышена. Они убеждают купить «только сейчас», уверяют, что это именно тот предмет, о котором вы мечтали, делают упор только на одной его стороне.
Это работает не только в торговле. Фокусируя внимание на чем-то несущественном, человек отвлекается от глобальных событий. Нужно любой вопрос рассматривать с разных сторон, выслушать несколько точек зрения. Только тогда можно говорить об объективности.
Теперь, зная эти интересные особенности психики, вы сможете наладить отношения с окружающими и обезопасить себя от некоторых нечестных психологических приемов.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.