Найти тему
НУАР-NOIR

«Призрачная Мадонна» из безупречного мистического триллера

-2

Французский фильм «Сэнт Анж» (2004) - один из лучших мистических триллеров, что был создан уже в «этом тысячелетии», способный даже потягаться за пальму первенства с «Другими» (2001). Тем удивительнее то обстоятельство, что (как оказалось) про него помнят лишь немногие, поэтому мы решили исправить эту несправедливость.

Именно «Сэнт Анж» вызвал к жизни множество сумрачных лент, действие которых происходит в детских лечебницах и разного рода приютах. Преимущественно этой темой вдохновились испанские режиссеры. Можно вспомнить Хуана Байона с «Приютом» (2004) и Жауме Балагеро с «Хрупкостью» (20005) и т.д.

Хотя «Сэнт Анж» снял французский режиссер Паскаль Ложье, который уже начинал с континентальной дотошностью препарировать страх и страдания как особые состояния. И через несколько лет он буквально вгонит в культурный шок зрителя своими гениальными по части сумрака «Мученицами» (2008).

Однако «Сэнт Анж» ещё сохранял некую пасмурную наивность, он будто бы создавался как европейский ответ «Хребту дьявола» Гилермо дель Торо. Мол, тема детей, ужасов и войны в мистическом преломлении требует более тщательной разработки и отношения к более глубоким пластам культуры.

Действие фильма происходит в 1958 году во Французских Альпах, где расположен сиротский приют, название которого вынесено в заглавие кинокартины. Подобного рода заведения с одной стороны являются в сфере кино чем-то промежуточным между тюрьмами и школами закрытого типа.

С другой стороны, они апеллируют к изначальной нуарной традиции, одним из «высоких источников» которой было творчество Чарльза Диккенса, не раз писавшего про детские работные дома и т.п. То есть приют обладает множеством разнообразных контекстов, как криминальных, так и мистических.

Сиротский дом закрывается, но, тем не менее, туда пригашают новую сотрудницу, юную Анну. Причем стремительность, с которой вывозят детей, напоминает некую эвакуацию. И одна маленькая девочка будто бы на прощание предупреждает, де, осторожнее, здесь есть очень «злые детки».

Какие детки, если всех вывезли? В приюте остается лишь несколько человек, включая кухарку и очень странного поведения её подопечную. Однако в пустом здании явно что-то происходит. Иногда днем, но чаще всего ночью. Раздаются шаги и звуки, Анну посещают страшные сны.

Кадр из фильма «Сэнт Анж» (2004)
Кадр из фильма «Сэнт Анж» (2004)

Впрочем, особая чувствительность Анны, объяснима – она «в положении». Такие персонажи считаются мистическими маргиналами, то есть находящимися между нашим и «тем миром». И в какой-то момент барышня решает узнать тайну приюта. Однако каждый новый шаг на пути к разгадке погружает её в страшную правду. Многие зрители пеняли создателям, что финал вышел неубедительным. Наш взгляд, он получился просто шикарным, зло не было наказано, но «жуткие детки» обрели свою «Мадонну-утешительницу»