Официально День защитника Отечества в Казахстане празднуют 7 мая, но многие служившие ещё в войсках канувшего в Лету Союза до сих пор отмечают этот праздник и 23 февраля. Специально к этой дате наш фотожурналист посетил одну из самых закрытых воинских частей – 35 гвардейскую десантно-штурмовую бригаду, базирующуюся в районе города Капшагай, и увидел, как проходит жизнь военнослужащих «крылатой пехоты», по праву считающейся элитой войск.
История части начинается в далёком 1948 году, когда она была сформирована на базе 1-го парашютно-десантного батальона 347 гвардейского парашютно-десантного полка 11 гвардейско-десантной дивизии.
В Казахстане подразделение оказалось в 1991 году, когда 28 мая его передислоцировали под Капшагай из-под города Щербанов Ярославской области. Здесь оно базируется и по сей день. После ряда переименований часть в данный момент носит название 35 гвардейской десантно-штурмовой бригады.
Для воздушно-десантных войск Казахстана эта бригада является своего рода культовой, ведь с ней связана служба таких легендарных генералов, как Уали Еламанов, Мукан Дюсекеев, Адылбек Алдабергенов, Талгат Койбаков. Но особой честью служить в ней многие десантники считают ещё и потому, что она связана с героической личностью Кара Майора, полковника Бориса Керимбаева.
В части бережно хранят память о воинах, отдавших свои жизни при исполнении воинского долга за рубежом. Правда, к счастью, это относится только к советскому времени и войне в Афганистане. В эпоху Независимости бойцы части не принимали участия в операциях за границей, в том числе и в составе Казбата.
На данный момент общее количество военнослужащих в части превышает 1050 человек.
Получив официальное разрешение на съемку и передвижение по территории подразделения, наш фотожурналист приехал в указанное время к воротам части, где его встретил пресс-секретарь гарнизона. Номера всей техники, используемой для репортажа, переписаны и утверждены, вплоть до флешек.
Пройдя первый КПП, ведущий на территорию воинского гарнизона, городка, где живут офицеры и их семьи, подходишь ко второму, ведущему уже на территорию самой бригады.
Съёмка самого КПП запрещена: здесь все посетители после проверки документов сдают личные телефоны. Исключение составляют только старые кнопочные телефоны, вроде Нокиа, пригодные исключительно как средство связи. Такого рода рации наших дней.
Вне зависимости от погодных условий, военнослужащие совершают траверс или движение по азимуту в полной экипировке с массой от 15 до 20 кг. Подобные пробежки невозможны без поддержания хорошей физической формы, чему в части уделяется огромное внимание.
В том числе и рукопашной подготовке. Десантник должен уметь сражаться не только всеми видами оружия, как огнестрельного, так и холодного, но и голыми руками.
В спортзале с бойцами проводят занятия инструкторы.
Бойцы бригады неоднократно занимали призовые места в различных соревнованиях.
Контингент бригады составляют бойцы срочной и контрактной службы. Срочники служат, как и положено, 12 месяцев, контрактники — в зависимости от того срока, на какой заключают договор. Причём многие бойцы, пришедшие в часть на срочную службу, остаются здесь и дальше уже на контрактной основе.
В скором времени после окончания срочной службы гвардии рядовой Жангалиев планирует продолжить службу уже как профессиональный военный. В части, куда он призвался из Актюбинской области, рядовой служит уже 10 месяцев.
— Служить в десанте я мечтал с детства. Меня всегда впечатляли кадры по телевизору про десантников, их прыжки с парашютом, физическая подготовка. Я сам готовился к службе, занимался борьбой и имею степень кандидата в мастера спорта. Когда призывался, сразу сказал, что хочу служить в десанте. Там как раз были представители 35 легендарной десантно-штурмовой бригады, и теперь я прохожу службу именно здесь, — делится Рустем.
Несмотря на то, что бригада — это единое подразделение, она состоит из нескольких десантно-штурмовых подразделений, парашютно-десантного батальона и подразделений боевого обеспечения, имеющие свои названия. Так, в парашютно-десантном батальоне специального назначения «Скорпион» проходят службу военнослужащие срочной службы.
Распорядок дня начинается с подъёма. В летнее время это 06:00, в зимнее — 06:30. Живут солдаты в казармах по 35 человек.
Туалетные принадлежности хранятся особым образом, чтобы предотвратить появление различных заболеваний.
Казармы оборудованы спортивным уголком, сушильной комнатой, местом для глажки формы, а также уголком парикмахера и приспособлением для ремонта обуви. Ведь каждый боец несёт ответственность за свою форму сам.
Также в «красном уголке» проходят и теоретические занятия. Причём проходят они на государственном языке.
Для связи с родными у бойцов имеются старые кнопочные телефоны, без фотокамер и выхода в интернет. Благодаря им они имеют возможность связываться с родителями по выходным. Раньше так же были разрешены личные встречи, но в связи с пандемией коронавируса их отменили.
Вообще после улиц города, где масочный режим уже практически сошёл на нет, непривычно видеть его соблюдение в части. Маски бойцы снимают только во время занятий боевой подготовкой.
Одно из основных учебных мест для воинов — это» тропа разведчика», которая состоит из обширной полосы препятствий. Умение её проходить — не каждому под силу.
Здесь, помимо личной физической подготовки, необходимой для преодоления различных препятствий и инженерных сооружений, которые встречаются в условиях вероятного проведения боевых действий, важно и умение работать в группе.
Ведь в боевых условиях от слаженности именно групповых действий зависит успех операции.
Особенно это чувствуется, когда десантники преодолевают стены высотой более двух метров, и в этот момент локоть или спина товарища становятся действительно поддержкой в прямом смысле этого слова.
Для усложнения занятий используются дымовые шашки.
И если со стороны это выглядит просто красивым элементом для проведения показательных выступлений, то очутившись на самой полосе, закрытой плотными клубами дыма, ты ощущаешь, как начинаешь дезориентироваться в пространстве.
Также неотъемлемой частью подготовки является умение ползать по-пластунски.
Для этого бойцам приходится независимо от погодных условий проходить участок с натянутой на высоте 50 см колючей проволокой. Дистанцию длиной в 15 метров необходимо успеть проползти за 2,20 минут.
Изначально бойцы готовятся к выполнению операций на территории предполагаемого противника или к максимально оперативному ответу на вторжение на территорию Казахстана иностранных войск.
Для выполнения данных задач важна мобильность. И недаром до 2017 года десантные войска назывались аэромобильными, а в народе до сих пор за ними укрепилось название «крылатой пехоты».
Именно на прыжковую и предпрыжковую подготовку также делается упор в тренировке солдат.
Одним из её краеугольных камней является укладка парашюта — снаряжения, от которого зависит жизнь каждого бойца. Малейшая ошибка при укладке может пополнить ряды потерь.
Для укладки парашютов бойцы разбиваются на двойки и проводят занятия, оттачивая каждое движение до автоматизма.
Гвардии рядовой Леонид Шелест из Сайрамского района Шымкента, чья служба так же подходит к завершению через два месяца, за это время уже привык ко всем сложностям подготовки и воспринимает их как должное.
— Я очень горд служить именно в этой бригаде. Здесь понимаешь: когда говорят о том, что десант — элита войск, это не пустые слова. Продолжу ли я дальше службу на контрактной основе — пока не знаю. Выбор рода войск для меня не стоял, так как служить в десанте было детской мечтой, — говорит Леонид.
Вопреки расхожему убеждению, что десант — это чисто мужская работа, в войсках служат и девушки.
Причём если юноши попадают сюда «по призыву», то дороги, приводящие на службу представительниц прекрасного пола, иногда бывают довольно неожиданными. Например, гвардии ефрейтора Аяжан Амиржанову в часть привела любовь к танцам.
— Обычно, насколько знаю, женщины попадают на службу в войска благодаря тому, что у них в семье есть военные. Этим я похвастаться не могу, и в армию попала совершенно случайно. Я жительница города Капшагай, с детства занималась танцами. В части есть художественная самодеятельность, и меня однажды пригласили сюда поставить пару танцев. За время работы в самодеятельности ближе познакомилась со службой десанта. А когда мне предложили принять присягу, то недолго раздумывала, – рассказывает Аяжан.
— Скажу одно: служу уже пять лет, и пока нет ни разочарования, ни сожаления о том выборе, что сделала тогда. Многие родные и знакомые меня не понимали и не понимают до сих пор, но вот отец мой всегда гордился моим выбором и поддерживал меня в нём. Здесь я заметно повысила свою физическую подготовку, уже совершала прыжки. Горжусь своей профессией и чувством принадлежности к десанту, — резюмирует Аяжан.
Также очень много женщин служит и в медицинской части, где лежат бойцы с различными заболеваниями, не требующими срочного операционного вмешательства или дополнительных показаний для госпитализации.
Санчасть оснащена современным стоматологическим оборудованием, а визит к дантисту для многих воинов становится дополнительным испытанием на службе.
Старая армейская мудрость гласит: война войной, а обед по распорядку. Ведь действительно, питание для бойцов значит очень многое.
В части организовано трёхразовое питание в солдатской столовой. Учитывая специфику подразделения, бойцы питаются согласно нормы довольствия для десантно-штурмовых подразделений.
Согласно плана боевой подготовки десантники совершают пеший марш на расположенный неподалеку полигон, где они отрабатывают практические стрельбы и стрелковые нормативы из штатного вооружения, так же осваивают практическое применение специализированной техники, которая является также неотъемлемой частью этого рода войск.
Дни, наполненные занятиями по теоретической, физической и боевой подготовке летят для солдат словно минуты. Завершается день отбоем в 22:00 в зимнее и в 22:30 в летнее время.
Особое внимание уделяется и секретности происходящего. На территории не просто запрещено проведение съёмок, но и вообще пронос практически любой цифровой техники.
После завершения съёмок несмотря на то, что всё время работы нашего фотожурналиста в части он был в сопровождении пресс-секретаря гарнизона и специально прикомандированного офицера, состоялся визит в отдел Защиты государственных секретов. Там нашего корреспондента вежливо попросили показать всё отснятое. И только после тщательной проверки материалов он смог покинуть территорию подразделения, продолжающего жить своей нелёгкой, но невероятно насыщенной жизнью.