Найти тему

Психология бедности: как это работает

Оглавление

Бедность – штука плохая, это очевидно. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, это все не новость.

Важно другое – как бедность влияет на человека? И ещё важнее – сознание человека создаёт бедность или бедность создаёт сознание человека?

Ответ на последний вопрос, как ни странно, прост – и так, и так. Другими словами, тут у нас дорога с двусторонним движением. Бедность влияет на сознание, сознание влияет на бедность.

Давайте посмотрим внимательнее.

Туннельное зрение

Основная проблема бедности, пожалуй, это своего рода туннельное зрение. В центре фокуса находится проблема, которую надо решить прямо сейчас, а долгосрочные проблемы вытеснены на периферию.

Проще говоря, человек, который ищет деньги, чтобы заплатить за коммуналку и детский сад, ни о чём больше думать не будет.

Американский психолог Эльдар Шафир (Eldar Shafir) провёл несколько экспериментов на эту тему и выяснил вот что – проблемы с туннельным эффектом приводят к снижению продуктивности.

Один из экспериментов был таким. Людям необходимо было выполнить некоторую работу, в ходе которой можно было замерить их продуктивность (в оригинале используется термин fluid intelligence, которым обозначают умение думать абстрактно и решать задачи, в общем – продуктивность, если огрублять).

Однако перед выполнением работы участникам в случайном порядке предлагали прочитать два сценария. Суть обоих сценариев – поломка автомобиля участника. Дескать, печальная новость, ваш автомобиль сломался, нужно чинить. Различия были в стоимости ремонта. В одном случае стоимость была 100 долларов, в другом полторы тысячи.

Участники читали эти сценарии, а потом принимались за работу.

И вот тут открылся туннельный эффект. Люди, у которых доход был высокий, вообще не обратили внимания на стоимость ремонта, она никак не сказалась на их производительности.

А вот люди с небольшим доходом оказались очень чувствительны к цене. Если она была маленькой (сто долларов), они её, в общем-то, не замечали. Но когда она была большой (1500 долларов) производительность падала и заметно.

Почему? Потому что даже в этой гипотетической ситуации главным становился вопрос: «Где взять полторы штуки баков?». И людям уже было не до работы.

Для наглядности – падение производительности было больше, чем после бессонной ночи. Неудивительно, что люди работали плохо.

Другие исследователи (Гэри Эванс и Мишель Шемберг) показали, что хронический стресс, вызванный бедностью, очень вреден для детей (источник). Когда те вырастают, у них выше изношенность организма и меньше объём рабочей памяти, если сравнивать со сверстниками, не столкнувшимися с хроническим стрессом из-за бедности.

Между тем, меньший объём рабочей памяти приводит к снижению самоконтроля (источник). Если ваша рабочая память занята или недостаточно обширна, чтобы вместить в себя всякое, то вам трудно удержаться от соблазнов. Например, не выпить, когда на душе паршиво (источник). Поэтому бедные люди вполне могут понимать, что алкоголь мешает им исправить ситуацию, но при этом продолжать пить – рабочей памяти не хватает, чтобы удержаться от.

Туннельное поведение

При этом бедные люди ведут себя очень рационально – в рамках своего туннельного фокуса. Они внимательны к скидкам и возможности сэкономить, выбирают наиболее удачный вариант для покупки и т.п.

При этом тот самый туннельный эффект по-прежнему влияет на действия людей. Например, вместо выбора дорогого, но долговечного варианта (скажем, обуви), человек выбирает вариант недолговечный, но дешёвый.

Почему? Потому что долговечность – это слишком трудная для осмысления категория, если у тебя задача вот прямо сейчас купить что-либо и купить так, чтобы остались деньги для покупки, например, продуктов на ближайшие две недели до зарплаты.

Именно поэтому бедным людям тяжело менять ситуацию, в которой они находятся. Любые действия они рассматривают только в краткосрочной перспективе – «даст это мне денег прямо сейчас? Лишит это меня денег прямо сейчас?»

Всё, что касается перспективы более отдалённой, просто не получается осмыслить. Я подчеркну – не получается, не выходит, не удаётся.

Дело тут не в уме. Дело в бедности. Сосредоточившись на решении текущих вопросов, просто не получается подумать о будущем.

Поэтому людям с низкими доходами так трудно вырваться из бедности. Необходимо много и хорошо думать о будущем, а из-за «туннельного эффекта» это сделать очень трудно.

По уму, человеку стоило бы подумать и прикинуть варианты переезда или повышения квалификации, или смены профессии, или ещё какой-нибудь вариант обдумать. Однако для такого обдумывания просто нет мозговых ресурсов.

Как сказал Шафир, у бедности есть своя ирония – вы сталкиваетесь с высоким уровнем требований к вам, при этом справиться с ними тяжелее, а наказания за ошибки выше, чем в случае достатка.

Не удивительно, что бедность засасывает даже в тех случаях, когда из неё, казалось бы, можно выбраться без особых проблем.

Я, кстати, испытал это на себе. В девяностые семья наша жила бедно, за малым что не в нищете. И делать уроки почему-то трудно, когда на ужин была мороженная картошка, а в комнате «нежарко» настолько, что пальцы коченеют и ручка еле слушается.

А все нулевые я работал на трёх работах и,  конечно, при такой загрузке времени на размышления и действия по наращиванию доходов как-то не особо находилось. Хорошо хоть организм был молодой да крепкий. Сейчас, думаю, я в таком режиме просто не выдержал бы.

Выход из туннеля

Можно ли как-то избавиться от этого «туннельного эффекта»? Да, хотя это трудно. И поскольку это трудно, то шансов немного (см. выше высказывание Шафира). Тем не менее, кое-что сделать можно.

Во-первых, необходимо давать себе возможность думать о будущем, расширять границы «туннеля». Это значит, что необходимо хотя бы час в неделю не думать о хлебе насущном, а думать о будущем – что и как можно изменить в своей жизни, чему стоит научиться, где и какие возможности есть (но не используются), какие задачи нужно решить и так далее. Такие размышления хороши и сами по себе, а в случае с бедностью – необходимы как воздух. Ну и не только думать, конечно, но и делать, без действий – никуда.

Во-вторых, необходимо лучше понимать свои возможности в социальном плане. Семейных психологов и соцработников учат специальной технике – социограмме (она несколько отличается от одноимённой техники у социологов). Суть социограммы – фиксация на листе бумаги всех знакомых человека с указанием их ресурсов. Это можно делать списком, но лучше в виде карты.

Например, у престарелой соседки можно на время оставлять ребёнка, если он достаточно большой (соседка будет рада живой душе), а самой ездить на вечерние курсы повышения квалификации. Или, скажем, коллега на работе волонтёрит в благотворительном фонде – возможно, фонд поможет с одеждой и обувью. Или, к слову, в центрах занятости часто есть бесплатные курсы переподготовки, на которых можно освоить более востребованную профессию. Или, допустим, вы можете получить льготы или какую-нибудь адресную помощь в государственной социальной службе – часто люди просто не знают о том, какими льготами они могут воспользоваться.

В качестве забавного примера. В ВУЗе мне за какую-то заслугу перед факультетом предложили бесплатные талоны на питание в нашей столовой (учитывая, что обедал я в основном батоном с водой, это было щедрое предложение). Я отказался – такие талоны предназначались для сирот и детей из многодетных семей, и я посчитал, что был бы нечестно пользоваться льготой, которая мне не полагается. Но обратите внимание – свободные талоны были, кто-то ими не воспользовался, хотя мог бы.

В общем, как показывает практика, человек зачастую не знает всех своих возможностей, между тем вокруг множество людей, которые с радостью помогут ему (и которым впоследствии, вполне возможно, поможет он).

В-третьих, полезно понимать, что бедность – это не приговор личности человека. Любой, чья голова забита вопросом «Где взять денег?» работает плохо. Я подчёркиваю – любой. Это не вопрос пресловутых вторичных выгод, которых нет (см. ссылку в самом низу статьи). Это именно невозможность из-за загруженности ресурсов мозга.

Обвинять бедного человека в бедности – это всё равно что запрячь лошадь в оглобли, прицепленные к МАЗу, а потом злиться на неё, что машина не едет. Увы, лошадиных сил просто не хватит, чтобы сдвинуть машину с места. Так и с людьми. Когда нет свободных ресурсов, человек просто не может вырваться из бедности. Поэтому для начала надо выкроить себе ресурсов, раздвинуть границы «туннеля», а уже потом говорить о выходе из бедности. Или, точнее говоря, выход из бедности начинается именно с этого шага.

На выдаче беднякам ресурса для изменений построена и работа программы GiveDirectly. Они дают беднякам большую сумму денег (до трёх годовых доходов) совершенно безвозмездно и никак не контролируют расходы. Результат? Долговременное улучшение экономического и психологического состояния этих людей (см. например, здесь).

Подведём итог. Бедность «высасывает» ресурсы мозга, из-за этого человек просто не может думать на перспективу, что надёжно фиксирует его состояние. Чтобы вырваться из бедности, необходимо высвободить часть ресурсов на размышления о путях изменения. Тогда есть шанс.

Разумеется, истощением ресурсов мозга всё не ограничивается. В каком-то смысле мозг сам по себе не хочет вам денег.

О подробностях этого коварства я рассказываю в статье

***

Фото автора hitesh choudhary: Pexels