Вокруг психологии и психологов много неясности, заблуждений и выдумок.
В этой статье я в самой сжатой форме расскажу о том, что же такое психолог на самом деле, и чем он занимается.
Что изучает психология?
Объект приложения сил психологи – психика. Академические психологи (сиречь – учёные) занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями в этой области, а практические психологи используют их материал в работе с живыми людьми.
И здесь нас ждёт серьёзная трудность. Психика – это не орган и не колебания волн, которые можно заметить, пощупать и измерить. Психика – это свойство мозга, его производное, но это свойство пока (пока!) не измеряется никакими приборами.
Нейрофизиологи и прочие учёные, работающие напрямую с мозгом, работают именно с мозгом – с нейронами, синапсами, глией и так далее. На этом поприще получены отличные результаты, но вот до психики добраться не удалось. И, видимо, в ближайшие лет пятьдесят не удастся. Нет инструментов.
Поэтому исследовать психику крайне сложно, приходится опираться на косвенные данные. Это далеко не идеальный путь, но на сегодня это – путь единственный.
Тем не менее, в ходе этих исследований уже точно установлено, что работа психики зависит от работы мозга. Грубо говоря, каков мозг, такова и психика.
Откуда берутся психологические проблемы?
Поскольку психика является свойством мозга, то изменения в мозгу приводят к изменениям в психике. И бывают эти изменения всего двух типов – повреждения любого рода и обучение любого рода.
Если человек получил черепно-мозговую травму или в мозгу завелись паразиты, или проявилась опухоль – это всё повреждения, и эти повреждения влияют на психику и, следовательно, на всю жизнь человека. Скажем, при повреждении лобных долей человек может стать рассеянным, а повреждение миндалины может привести к невозможности принимать решения.
Если человека с детства обучали вести себя вот так, а не иначе, если жизнь побуждала социализировался вот так, а не по-другому, то это всё обучение, и это обучение влияет на психику и, следовательно, на всю жизнь человека. Допустим, человек приучился катастрофизировать любую проблему или, скажем, решает проблемы обидами и разрывом отношений.
С повреждениями обычно работают врачи – психиатры, нейрохирурги и так далее. Однако психологи могут быть полезны и здесь – например, Лурия, всемирно известный советский психолог, активно занимался восстановлением советских солдат, пострадавших от контузий и черепно-мозговых травм во время Великой Отечественной. И занимался очень успешно.
Тем не менее, чем тяжелее повреждения в мозгу, тем меньше там работы для психологов, и тем больше – для врачей.
А вот обучение – это целиком и полностью епархия психологов. Переучивание – это наша задача.
При этом важно понимать – психолог не может переобучить человека, потому что любое обучение работает лишь тогда, когда человек сам того хочет. Интерес человека к обучению – первейшее условие формирования и закрепления навыка.
Психолог выступает как инструктор, как преподаватель. Он создаёт соответствующую атмосферу, передаёт нужные знания, помогает создать план тренировок и поддерживает клиента, чтобы тот следовал этому плану.
Даже в работе с повреждениями психолог действует так же. Фактически он помогает пострадавшему перестроить мозг так, чтобы тот мог скомпенсировать повреждения (пластичность мозга до известных пределов позволяет это сделать).
Так что психолог – это не врач, это преподаватель.
Как психолог переобучает клиента?
Предельно обобщая и огрубляя, всю работу психолога можно свести к трём пунктам. Вот они:
1. Обучение метамышлению.
2. Обучение десенсибилизации.
3. Обучение навыкам сосредоточения.
1. Обучение метамышлению. Если совсем просто, то метамышление – это мышление о мышлении. Многочисленные исследования показывают, что когда человек начинает задумываться над тем, как он думает, как принимает решения, как обрабатывает информацию, то и решения, и обработка информации и всё остальное становятся заметно лучше.
Психолог обучает метамышлению достаточно просто – фактически постоянно спрашивает в разных вариациях одно и то же: «Как вы думаете? Почему именно так? В чём польза такого мышления?». Отвечая на эти вопросы, клиент волей-неволей включает метамышление, начинает осмыслять свои когнитивные стратегии и в итоге начинает думать лучше, адекватнее. Что, разумеется, немедленно сказывается на жизни клиента самым позитивным образом.
2. Обучение десенсибилизации. Если совсем просто, то десенсибилизация – это снижение чувствительности к чему-либо. Когда человек включает голову (то самое метамышление) и начинает осмыслять свои стратегии, он одновременно успокаивает дыхание и расслабляет мышцы. Для мозга это сигнал: «Ситуация неопасная, внимания не стоит». Поэтому через некоторое время то, что беспокоило, цепляло и дёргало, становится просто чем-то малозначимым. Ещё вчера, например, мужчина выл в голос по любовнице, а теперь с удивлением отмечает, что она его уже совсем не прельщает. Это – десенсибилизация.
3. Обучение навыкам сосредоточения. Размышляя о своём мышлении человек, приучается сосредотачиваться. А это оборачивается развитием умения удерживаться на выбранном курсе и в целом большей самодисциплиной. Такой человек уже меньше отвлекается на всякое постороннее и идёт к цели бодрее. Да и путь, соответственно, выбирает покороче.
В результате человек чаще доводит начатое до конца, чаще получает хорошие результаты и становится счастливее. Ради чего, собственно, всё и затевалось.
Разумеется, я описал всё предельно общо, чтобы просто дать вам представление о работе психолога с клиентом. Для той же десенсибилизации есть несколько различных техник, каждую из которых можно описывать несколько абзацев. Но моя цель – просто дать вам чёткое и более-менее понятное представление о работе психолога.
Если хотите больше подробностей о том, как работает психолог, то загляните вот сюда.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Не согласны? Комментарии ждут, у меня тут свобода слова.
В дополнение рекомендую:
Фото автора SHVETS production: Pexels