Это вторая часть нового коротенького цикла о шалях. Первая часть здесь:
Продолжаем разговор!
Как кашмирские шали попали в Европу? Самое простое и логичное объяснение: сначала как колониальные товары.
Елизавета I, королева Англии, 31 декабря 1600 года подписала указ о создании Британской Ост-Индской компании, которая имела право заключать торговые сделки от её монаршьего имени.
Это факт. А есть экспрессивная легенда, которая меня изрядно веселит.
Легенда
Истомившийся в боях и разлуке Наполеон Бонапарт вихрем ворвался в покои Жозефины и воскликнул:
— Любимая! Египет покорён, и он у твоих ног!
И тут же закутал её плечи в шаль.
:):):)
Хм... Где Кашмир - и где Египет!
Но и тут есть логика: египетскому султану кашмирская шаль досталась в подарок. А потом её пришлось отдать непобедимому Наполеону после завоевания Александрии.
А вот тут уже логики маловато: египетская кампания Бонапарта началась в 1798 году, чуть не через 200 лет после того, как Англия вовсю торговала с Индией.
Да и сам Наполеон в 1801-м попросту сбежал из Африки, поняв, что положение безнадёжно и капитуляция неизбежна.
Впрочем, шаль Жозефине он всё же привёз. И не одну. И с лёгкой руки Жозефины эта деталь гардероба стала остромодной.
(После той военной операции в Европе появилась и ещё одна напасть: глазная бoлезнь, трaхома. Что сказать, спасибо вам, господа вояки!)
Все в Рим!
Я понимаю, почему возникла эта легенда - о том, что Наполеон ввёз в Европу шали и вообще кашемир.
Наполеон Бонапарт, начавший профессиональную военную службу в чине младшего лейтенанта артиллерии, дослужился до генерала, произвёл военный переворот и в конце концов провозгласил себя императором. История пошла иным путём.
В том числе и история костюма. Появился стиль ампир - имперский. Наполеон же не просто так всех завоёвывал. Он мечтал возродить ни больше ни меньше Римскую Империю. И править ею!
Тогда произошла ещё одна революция, тихая: дамы стали носить платья стиля ампир и (аж до 1809 года) отказались от корсетов. Совсем как древние римлянки. Или даже гречки! :)
Дальше я покажу череду портретов, на всех них - узнаваемые с первого взгляда те самые платья.
Изначально они были белыми из тонких тканей. Прямые, с завышенной талией, смелым декольте, рукавами-фонариками.
Отчаянные французские модницы надевали эти платья влажными на тело без корсета, чтобы выглядеть как античная статуя или колонна. Эффект, конечно, достигался сногсшибательный, потому что платье становилось прозрачным.
Но климат Древнего Рима - или Древней Греции - и Парижа отличался столь разительно, что красавицы заболевали и даже умиpали... Отчаявшиеся вразумить дочерей родители и растерянные доктора иногда прибегали к крайней мере: везли упрямую модницу на клaдбище, чтобы показать, сколько там её предшественниц.
Не помогало...
Хорошо, что вскоре стали модными не только шали, но и меховые боа, и русские шубки.
Шире всего мода на платья в стиле ампир разошлась по Франции и по России. Помните про Москву — Третий Рим? Сам Древний Рим был первым. Вторым стали называть Константинополь, столицу Византии. Русь восприняла из Византии христианство, так отчего бы не унаследовать и гордое краткое имя?
Амбиции - дело серьёзное.
Серьёзнее разве что только мода. В Санкт-Петербурге тоже находились дамы, выходившие из дому в промозглый холод в смоченном платье...
Не утверждаю, что Авдотья Ивановна Молчанова или графиня Протасова поступали так. Просто портреты красивые и по теме. :)
Слава филологии: разум всё же взял верх. Постепенно, к 1810 годам, фасон сохранился, но ткани стали выбирать более разумно: бархат, плотный шёлк, парча. И платья стиля ампир стали разниться цветом.
Глядя на шаль на этом портрете, вы уже уверенно можете сделать вывод: она очень дорогая! Многоцветное ткачество, мелкий рисунок... Такая могла стоить до 5000 рублей.
Конечно, я выбирала портреты так, чтобы на них были Те Самые Шали.
Так как за основу модных веяний был выбран Древний Рим, когда огромное значение имели драпировки, сейчас они тоже приобрели безумную важность. О хорошо одетой женщине могли сказать: "Как прекрасно она задрапирована!" И "поведение" шалей тут переоценить невозможно! Один конец обвивали вокруг руки, второй набрасывали на плечо. Чтобы складки держались, в края вшивали утяжелители.
Вот роскошное платье: длинные рукава уже с нотками средневековья, роскошный бархат винного цвета - и та же шаль. Здесь выткана - или вышита? - лишь кайма. Как мы уже знаем, такая шаль была более доступной по цене.
Понятно, что шали были полезны, теплы и модны. Есть и ещё один нюанс: если их брали с собой на сеансы к художникам, они были ещё и престижны! Их коллекционировали, их передавали по наследству. Впрочем, я уже говорила об этом.
А вот о чём давно пора упомянуть, так это о русской смекалке и предпринимательской жилке.
Продолжение готово, идите сюда!
Этот короткий цикл я начала благодаря вот этому шуточному тесту:
Так как после него было много разочарованных своими знаниями читателей, появился второй тест - уже о поэзии. Если вы ещё не пробовали свои силы, пойдёмте сюда: