Долго смотрела баба Маня вслед такси, увозившему ее дочь с внучкой.
- Ты мама, не скучай, мы приезжать к тебе будем по выходным.
Уже и шум мотора стих вдалеке и пыль дорожная успела осесть, а в душе все стучало: «Нет. Нет не приедешь.». Баба Маня закрыла за собой калитку и присела на лавочку. Большой рыжий кот Леопольд (вот ведь внучка-затейница) примостился рядом.
- Ну, что Леопольдушка, остались мы с тобой сиротинушки.
Словно понимая ее слова, кот ласково мурлыкал и потерся о морщинистые, старческие руки. Вечерело, на улице становилось прохладно, баба Маня взяла на руки кота и пошла в дом.
Баба Маня давно овдовела и дочку Катерину растила одна. Работала не покладая рук и на совхозной ферме и домашнее хозяйство держала, пока силы были, да вот теперь и руки болят, да с ногами проблемы. Но держится баба Маня, не дает хворям взять верх. Всегда такой была хваткой, да расторопной. Никогда не унывала и замуж вышла за доброго и хозяйственного парня Михаила из соседней деревни. Только недолго их счастье продлилось, погиб Михаил, спасая рыбаков из ледяной воды. Вот так и осталась Маня одна, да еще и беременная. Семья мужа Маню не жаловала, так и жила она в родительском доме. Катя росла здоровой девчушкой, веселой и заводной.
Пришло время Катерине в школу пойти учиться, да только школа была в соседней деревне, два километра надо идти через лес, вот и взял над ней шефство сын соседа Федосеича – Андрей. Учился он тогда в 3 классе. Был Андрей парнем хулиганистым и в школе верховодил над ребятами, но Катерину всегда защищал. Все в деревне посмеивались: «Вот жених для Катюхи растет.». Быстро летит беззаботное время, вот уже и закончил Андрей 8 классов, надо учиться дальше и уехал он в райцентр учиться на механика, чтобы в совхоз вернуться и отцу помогать. А Катерине еще два года учиться, да заскучала Катерина, учебу забросила.
-Катенька, ты уж учись, милая. В город поедешь, жизнь новую начнешь. Без образования теперь никуда – уговаривала Катю мать.
-Мам, да зачем учиться-то, если и без образования можно замуж выйти. Ты-то вон вышла.
-Ой, дочка, ты не сравнивай. Времена то совсем другие были, да и замужем-то я считай не была. Только вот ты у меня и осталась от того замужества. Другой жизни для тебя хочу счастливой да обеспеченной, чтобы ты на работе как я не убивалась.
Катерина мать слушала, какое-то время «за ум бралась», а потом опять двойки и неудовлетворительное поведение. Школу закончила с трудом, но в город все-таки собралась, в училище поступать, профессию швеи получить хотела. Любила кукол своих наряжать и себе кое-какие наряды шила на старенькой маминой машинке. Как ни отговаривала ее мать, просила остаться в совхозе, ни за что Катерина не согласилась.
- Что я здесь делать буду, коровам хвосты крутить? Сама говорила в городе жизнь новую начать могу.
Так и уехала Катерина в город, в училище поступила. Поначалу приезжала в деревню к матери, говорила как учеба проходит, даже работы свои привозила, которые шила практике, а потом все реже стала приезжать, Через неделю получила Маня письмо, что появился в ее жизни мужчина, что любит она его и уезжает с ним на север, на большие заработки. Очень испугалась Маня за дочь.
-Как же так, не по людски то, с матерью не познакомила, свадьбу не сыграли, уехала не знамо куда. Ох, горе-то, горе…
-Не убивайся ты так, Мария- соседки пытались ее успокоить.
- Кто- же сейчас эту молодежь поймет. Да им все не так. Работать не хотят, думают с неба упадет все и сразу.
Пошла Мария к соседу Федосеичу.
- Как. Андрей-то твой, пишет? Может встречал Катерину в городе, знает может чего?
- Да где-ж от него-то добьешься. Писал намедни, что уезжает куда-то далеко. Может вместе они куда подались. Вроде-ж, по молодости, любовь между ними была?
- Придумаешь ты, Федосеич, какая любовь-то в 14 лет?
- А самая, что ни на есть первая? Я ведь тоже, как его мать в первый раз увидел, так и пропал.
- Ты уж, Федосеич, не сочти за труд, сообщи коли весточку получишь. Может и впрямь они вместе уехали. Катерина-то точно не напишет.
Но не через месяц, не через два писем не приходило. Федосеич сильно не тужил – Андрей взрослый уже, да и мужик, сам свою жизнь построит, что за него переживать. В вот баба Маня слегла. Ноги стали у нее отказывать, да и на сердце в последнее время жаловалась. Стала она редко на улицу выходить, только чтобы кур покормить и на лавочке посидеть. Соседки часто приходили помочь по хозяйству, да посудачить вечерком про деревенские новости.
Радость пришла к бабе Мане когда она уже и не ждала. Вернулась таки Катерина, да не одна. Привезла она дочку Верочку 10 месяцев от роду. Бросилась к матери в ноги.
- Прости, ты, меня, дуру! Ой, прости! Не послушала я тебя, жизнь свою исковеркала. Бросил меня сожитель на Севере, как оттуда уедешь без денег. Устроилась швеёй в ателье. Шить, слава Богу научилась, ценят меня. Заказов много, вот только, дочка там жить не может, болеет часто, климат не подходит.
- Живите здесь, места всем хватит – сказала мать, обняла свою дочь неразумную, да и заплакали обе.
- Как внучку-то назвала?
- Верочкой.
- Ну что, Верочку, обними бабушку.
Девочка смотрела внимательно своими черными глазенками и не могла понять, почему её мама плачет.
Заблестели глаза у бабы Мани и хворь отпустила, как-же теперь у нее забота есть. Девочки ее родненькие дома. Про отца Верочки ни слова не сказала Катерина, а мать и не допытывалась. «Придет время, сама расскажет» - решила она. Федосеич тоже заходил, заводил разговор об Андрее, только Катерина сказала, что не с ним она на Север уехала, но глаза отводила и голос срывался при разговоре.
Через два дня начала Катерина тяжелый разговор с матерью.
- Не сказала я сразу, мама, только мне возвращаться надо. Я ведь только несколько дней отпуска взяла, чтобы дочку к тебе привезти. Работа у меня там хорошая, мне нравится. Люди меня ценят, я ведь им красивую одежду шью. Да и заработки там хорошие, помогать вам буду.
- Что я могу тебе сказать, если ты уже все для себя решила. Поезжай, только не забывай, что у тебя дочь есть, ученая ведь уже, больше глупостей не наделай.
Уехала Катерина, а бабу Маню, как подменили. Хлопоты о внучке словно к жизни ее вернули. Как в молодые годы хлопотала она около внучки, а та любила ее и ласково лепетала «Буленька, лодная» - бабуленька родная значит. Сосед Федосеич частенько стал заходить, то дров наколет и в дом принесет, то за водой сходит. А сам все на Верочку смотрит да вздыхает:
- От моего-то весточки нет. Вот бы тоже такой, катышок, по дому уже бегал. Хоть бы написал жив да здоров.
Так и жили они по-соседски. Верочка росла озорной девчушкой, была приветливой и любила все жителей деревни. Кого встречала на улице в деревне всем кричала уже издалека « Я тебя лю» - люблю означает догадывались все. Катерина деньги присылала исправно, так что нужды они не испытывали.
Как весенний снег на голову вернулся в деревню Андрей. Долго с отцом в запертой хате разговоры вели. Повинился Андрей перед отцом, что долго вестей не слал, мол были обстоятельства, не хотел отцу лишнюю боль доставлять. Через несколько дней начал Андрей новый дом ставить. Толокой быстро сруб поставили, крышу возвели и печь сам Андрей класть стал. Гордый ходил Федосеич, сын-то много чему научился да и деньжонок подзаработал, вон какую домину строит и все на свои заработанные.
Верочке 3 года исполнилось, когда в августе Катерина в отпуск приехала. Баба Маня опасалась сначала, что Верочка мать не признает, но любвеобильная девочка встретила мать, сидя на шее дяди Андрея, который теперь часто развлекал девочку. Она отвечала ему детской привязанностью. Даже котенка ей принес, а она его «Леопольдом» назвала, как в мультфильме. Катерина даже споткнулась, когда Андрея увидела. Натянуто поздоровалась и быстро вошла в дом к матери. Ничего не объясняя матери, долго плакала, никого не хотела видеть. Только Верочку все крепче прижимала к себе. Так ничего и не сказав, на следующий день к вечеру вызвала такси и забрав Верочку уехала. Снова баба Маня осталась одна, только вот Леопольд напоминал ей о Верочке. Что же случилось с Катериной думала баба Маня, не просто так ведь с места сорвалась. «Нет, больше не приедет » - горько думала она.
Только успела баба Маня в дом зайти, как под окном снова машина проехала. «Неужели вернулась» обрадовалась она. Глядь, а к ней Федосеич со всех ног бежит.
- Мария, что случилось? Почему Катерина уехала? Мой-то как с цепи сорвался. Только и сказал, что остановить их надо.
- Не знаю я ничего, Федосеич. Сердце болит за нее, за Верочку. Ну вот куда подхватилась с ребенком-то? Слова не сказала, только плакала все.
На автовокзале в райцентре народу много, но яркое платье Верочки, которое он подарил ей на день рождения, Андрей заметил сразу. Подошел поближе, окликнул. Верочка сразу подбежала к нему. Андрей взял девочку на руки.
- Катя, нам надо поговорить.
- Нам с тобой не о чем говорить – Катерина направилась к очереди в кассу. Но Андрей был настойчив.
- Давай мы поговорим, а потом ты будешь покупать билет.
- Хорошо, – согласилась Катерина, – О чем ты хочешь поговорить.
- Почему ты так срочно уехала от матери? Почему так испугалась встречи со мной? Я ведь заметил, что ты очень растерялась.
- Да стыдно мне перед тобой, понимаешь, очень стыдно. За то, что обманула тебя тогда, изменила тебе и уехала на Север с тем «нефтяником». А он бросил меня там, в общежитии и уехал. Осталась я без денег, хорошо, что уже работу нашла, было хоть на что жить.
- Как же он мог тебя бросить с ребенком. Таким подлецом оказался!
- Ох, Андрей, не его это ребенок. Я ведь тогда от тебя беременная ушла. Прости ты меня, дуру окаянную!
Андрея как будто ледяной водой окатили. Теперь он сразу вспомнил, как маленькая Верочка словно чувствуя своим детским сердечком, спрашивала его, есть у него тоже маленькая дочка, а когда он отвечал, что нет, она говорила что сама будет его дочкой. Правду говорят, что очень сложно обмануть детей, вон как чувствуют родную душу.
- Катя, Катя, что же ты наделала! Почему не открылась? Я что зверь какой? Чем я тебя обидел, что ты тогда ушла?
- Дура была, поманил деньгами большими, красиво все рассказывал о Севере. Думала вот она, жизнь то красивая, сама в руки идет.
Андрей думал недолго, нечего было ему думать. Он когда в деревню возвращался, уже тогда надеялся что рано или поздно Катерина вернется. Он и дом строил в надежде, что будет там жить с Катериной.
- Все, никуда я тебя не отпущу, возвращаемся домой. На работу можно телеграмму отправить и оформить увольнение. Заказы и на дом можно брать, машинку тебе хорошую купим. Ты не думай, жизнь наладится, вот увидишь.
В деревню они вернулись уже далеко за полночь. В домах бабы Мани и Федосеича горел свет, но они вдвоем сидели на лавочке возле нового дома, Родительские сердца чувствовали, что-то должно произойти и терпеливо ждали их возвращения. Ничего не надо было объяснять, когда они увидели счастливые лица Андрея и Катерины, а уж звонкий смех Верочки и вовсе вызвал слезы у обоих стариков.
Автор: Мария Т.
#жизненные истории #истории из жизни #интересные истории