Найти тему

"Странная жизнь одинокого почтальона" Дени Терио

Книга-обманка. Гротеск. Хулиганство. Забава. Неверная. Слегка даже кафкианская.

Верхний слой - история с почтальоном. Именно из-за нее я книгу взялась читать. Почтальон 27 лет, педант, аккуратно и с удовольствием несущий свою службу, имеет одну маленькую слабость - вскрывает, читает, копирует, коллекционирует чужие письма. Это такая редкость в эпоху интернета, драгоценные жемчужины, которые в его глазах приобретают гурманскую ценность. Открытие очередного письма превращается в священнодействие, смакование, в которое включены все органы чувств.

Особенно дорог почтальону один роман по переписке, участники которого обмениваются хокку. Постепенно герой включается в эту переписку и она захватывает его с головой, как полный страсти любовный роман.

Это все мило само по себе. И описано пышным, нарочито изобильным, цветистым языком. Однако мне этот слой нравится.

Второй слой - хокку. С одной стороны - любовное исследование жанра хокку, описание его воздействия на читателя, попытка передать его внутренние законы. Забавные примеры современных хокку, передающих именно знакомую нам повседневность через привычную нам систему образов, языковые конструкции и приемы. Вроде бы простенько, нарочито примитивно местами, но опять же, меня, человека совершенно не поэтического, трогает как пример приложения высокого искусства к обывательской жизни и ее тем самым украшения.

Третий слой - одиночество. Собственно, он и первый, с учетом даже названия. Белодо необычайно одинок. У него есть друг, но это и не друг, а так... Скорей приятель, гогочущий бесцеремонный дуралей. У него нет родителей или других родственников. Он женат на работе. Неудивительно, что возникает это пикантное увлечение. Оно одновременно и про потребность в душевной близости, и про потребность в любви и влюбленности. И про страх, неготовность, неумение встретить реальную жизнь, реальных людей, реальную любовь.

Ещё - двойники. Начинается с того, что Билодо удваивает количество получателей писем от девушки с Гваделупы. И развивается в совершенно абсурдные уже темы раздвоения, двойственности, отзеркаливания, множественности, бесконечности.

Остальное всё - как в тумане, там каждый придумает себе ассоциации в соответствии с кругозором.

Я всё надеялась на некоторую приземленность этой истории, которая, начавшись очень по-земному, как добрососедская сплетня (вспоминается долговязый почтальон из фильма Отара Иоселиани "Утро понедельника", дежурно отпаривающий конверты над кипящим чайником), и развивается в романтическую фантазию (с влюбленным поэтом, идущим на всяческие безумства и поддержанным неведомыми силами), вернется в финале на землю, дав герою урок и обратив его взор на реальную жизнь и ее удовольствия.

Но оказалось, что в финале автор решил совсем отлететь. Его театральный романтический шарфик замотала сансара. Колеса любви едут прямо по нам...

Наверное, при должном настрое можно в этом финале увидеть как раз свежесть и остроумие или же дань какой-нибудь великой традиции. Но я женщина простая, люблю, когда финал как-то привязан к реальной жизни и желательно дает надежду. Впрочем, этот финал я бы не назвала безнадежным, и на том спасибо. Он ироничный, но с как бы с глубокомысленным потенциалом.

В общем, книгу я прочитала с интересом и радостью. Прям вслух прочитала. Так что при желании можно припасть
https://youtu.be/eiypfNSJxN8

К вопросу о почтальонах, вспомнила еще одного эксцентричного субчика их этой субкультуры. Это почтальон Шеваль, построивший во Франции фантастический и прекрасный замок. Про что есть кино "Идеальный дворец почтальона Шеваля" и собственно замок, который можно загуглить. Не пожалейте времени, это сооружение потрясает своей неуместной причудливостью, особенно, если учесть ,что его на пустом месте создал полуграмотный сельский дядька, вручную годами собирая камни и строительный материал на своем почтальонском маршруте.

Завершая повесть об экстравагантных почтальонах и переписках, доложу, что принялась читать "Пространство Готлиба" Дмитрия Липскерова, желая обрести успокоение в какой-то нормальной эпистолярной теме. Ни фига подобного. Там еще похлеще фантасмагория, альтернативная история, стёб и обведение вокруг пальцев.