Найти тему

Большие Всегодичи. Храм который оставался действующим в Советское время.

Силуэт колокольни выделялся на ночном небе, как большая ракета на старте. Я подумала, что утром нужно будет обязательно вернутся из
Коврова, и посмотреть.

Колокольня  и храм Успения Пресвятой богородицы. Общий вид.
Колокольня и храм Успения Пресвятой богородицы. Общий вид.

Утром терзали сомнения. Осенние дни короткие, и возвращаться обратно, пусть даже на 14 км - это значительная потеря во времени светового дня. Но, короткий и быстрый осмотр Коврова (город кстати интересен, жаль, было мало времени) и решение принято- нужно ехать.

Осенний день был уже в зените, когда мы приехали. Солнце радовало и давало возможность как следует осмотреть красивый храм Успения Богоматери, и интересную колокольню. Немного побродив по территории, замечаем, что дверь в колокольню была приглашающе открыта. Соблазна попасть внутрь избежать не удалось!

В награду - потрясающий вид на деревню и реку Уводь.

Река Уводь. Вид с колокольни.
Река Уводь. Вид с колокольни.
Вид с колкольни на деревню.
Вид с колкольни на деревню.

Колокольня, вид внутри.
Колокольня, вид внутри.

Вид на реку Уводь из окна колокольни нижнего яруса.
Вид на реку Уводь из окна колокольни нижнего яруса.

Когда уже спустились вниз, увидели, что по двору уже ходит человек. Как позже выяснилось - это звонарь. Но он деликатно сделал вид, что не видел, как мы выходили из колокольни.

Из рассказа звонаря мы узнали, что церковь не была закрыта и "осквернена", потому, что считалась действующей весь период Советской власти! Мне, тогда это показалось чем то совершенно невероятным и хотелось узнать об этой удивительной истории побольше. Такую историю я нашла на просторах интернета:

В 1920 году два священнослужителя Отец Николай и Отец Василий, вместе с семьями были внесены в списки "лишенцев"*
С 1922 года Большевики грабят церковь, отбирая церковную утварь из золота и серебра. Но церковь еще не закрыта.
В1930-х годов служить в церкви было можно с разрешения Ковровского райисполкома.
Об Отце Василии данных после 1927 года нет. Отец Николай служил до 1937 года, затем в возрасте 62 лет был арестован, как служитель культа на 10 лет. И лагерей он не вернулся.
После ареста Отца Николая, последним настоятелем храма становится Пётр Акимович Сперанский. И в том же 1937 году, его арестовали, как и Отца Николая на 10 лет. Не вернулся.
И с 1937 по 1946 гг. богослужения больше не ведутся, ввиду отсутствия священника, но официально церковь остается действующей.
Вопрос об окончательном закрытии храма вновь зазвучал в сентябре 1941 года. Великая Отечественная война отсрочила возможное закрытие. Так Успенская церковь продолжала оставаться действующей, хоть и без проведения церковных служб.
В послевоенное время в отношениях к церкви у Советской власти наступила некая "оттепель". Было восстановлено патриаршество, верующим возвращали некоторые закрытые ранее церкви.
В 1946 году снова проводят богослужения и в Успенском храме. Огромный вклад в возобновлении работы храма внес Депутат Верховного Совета СССР известный конструктор-оружейник Василий Алексеевич Дегтярев**. Жители окрестных деревень написали Василию Алексеевичу письмо, с просьбой "похлопотать" об этом деле. И так же рассказали, что в церкви сохранилось некоторое количество церковной утвари, облачений , Иконостас и церковная библиотека. Особо отмечали, что храм не был формально закрыт, и оставался действующим всё время. Нужен был только священник!
29 октября 1945 г. Совет по делам РПЦ при CНK СССР постановил «разрешить открыть Успенскую церковь в селе Большие Всегодичи».
До начала 90-х Всегодическая церковь Успения Богоматери была единственной действующей в Ковровском районе.

Вечерело и приближалось время службы. Пришла матушка, открыла храм, пригласила нас зайти посмотреть убранство, пока служба не началась. И показала нам придел храма, который был еще закрыт на реставрацию.

Всё, что вы видите на фото- чудом сохранилось: иконостас, люстра, весь декор и убранство- всё это принадлежало церкви и практически не было разграблено. С иконостаса, по словам матушки, с нижних ярусов были украдены иконы, но те, что наверху, уже почерневшие от времени не достались грабителям . Особого внимания заслуживает резной деревянный балдахин над воротами.

  Сохранившееся убранство церкви. Иконостас и люстра.
Сохранившееся убранство церкви. Иконостас и люстра.

Детали интерьера.
Детали интерьера.

Люстра и настенная живопись.
Люстра и настенная живопись.

Резной деревянный Балдахин над воротами.
Резной деревянный Балдахин над воротами.

Придел храма, где проходят богослужения.
Придел храма, где проходят богослужения.

Солнце клонилось к закату, когда мы покидали это чудесное светлое место.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с тремя приделами: холодный- главный в честь Успения Пресвятой Богородицы, тёплый – в честь Святителя и Чудотворца Николая, третий- тёплый в приделе – в честь Илии Пророка построен позже – в 1792 году) Заменила собой в 1727 году старый деревянный храм. Успенская церковь в Больших Всегодичах хорошо сохранившийся образец провинциального храма. В стиле барокко характерного для русского культового сооружения XVII века.

Село Большие Всегодичи имеет довольно длинную историю: далее информция из Википедии

Село известно с XI века. С 1588 по 1612 годы принадлежало вдове ливонского короля Магнуса, княжне старицкой Марии(Марфе). Во второй половине XVII века селом владели несколько поколений предков Александа Пушкина а ещё раньше оно было вотчиной князей Долгоруких.
  1. *Лишенец- гражданин РСФСР, или ССР, лишёный избирательых прав 1918-1936 гг. согласно Конституциям 1918 и 1925 гг.

**Василий Алексеевич Дегтярёв— российский и советский конструктор стрелкового оружия. Герой социалистического труда. лауреат четырёх Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.