Силуэт колокольни выделялся на ночном небе, как большая ракета на старте. Я подумала, что утром нужно будет обязательно вернутся из
Коврова, и посмотреть.
Утром терзали сомнения. Осенние дни короткие, и возвращаться обратно, пусть даже на 14 км - это значительная потеря во времени светового дня. Но, короткий и быстрый осмотр Коврова (город кстати интересен, жаль, было мало времени) и решение принято- нужно ехать.
Осенний день был уже в зените, когда мы приехали. Солнце радовало и давало возможность как следует осмотреть красивый храм Успения Богоматери, и интересную колокольню. Немного побродив по территории, замечаем, что дверь в колокольню была приглашающе открыта. Соблазна попасть внутрь избежать не удалось!
В награду - потрясающий вид на деревню и реку Уводь.
Когда уже спустились вниз, увидели, что по двору уже ходит человек. Как позже выяснилось - это звонарь. Но он деликатно сделал вид, что не видел, как мы выходили из колокольни.
Из рассказа звонаря мы узнали, что церковь не была закрыта и "осквернена", потому, что считалась действующей весь период Советской власти! Мне, тогда это показалось чем то совершенно невероятным и хотелось узнать об этой удивительной истории побольше. Такую историю я нашла на просторах интернета:
В 1920 году два священнослужителя Отец Николай и Отец Василий, вместе с семьями были внесены в списки "лишенцев"*
С 1922 года Большевики грабят церковь, отбирая церковную утварь из золота и серебра. Но церковь еще не закрыта.
В1930-х годов служить в церкви было можно с разрешения Ковровского райисполкома.
Об Отце Василии данных после 1927 года нет. Отец Николай служил до 1937 года, затем в возрасте 62 лет был арестован, как служитель культа на 10 лет. И лагерей он не вернулся.
После ареста Отца Николая, последним настоятелем храма становится Пётр Акимович Сперанский. И в том же 1937 году, его арестовали, как и Отца Николая на 10 лет. Не вернулся.
И с 1937 по 1946 гг. богослужения больше не ведутся, ввиду отсутствия священника, но официально церковь остается действующей.
Вопрос об окончательном закрытии храма вновь зазвучал в сентябре 1941 года. Великая Отечественная война отсрочила возможное закрытие. Так Успенская церковь продолжала оставаться действующей, хоть и без проведения церковных служб.
В послевоенное время в отношениях к церкви у Советской власти наступила некая "оттепель". Было восстановлено патриаршество, верующим возвращали некоторые закрытые ранее церкви.
В 1946 году снова проводят богослужения и в Успенском храме. Огромный вклад в возобновлении работы храма внес Депутат Верховного Совета СССР известный конструктор-оружейник Василий Алексеевич Дегтярев**. Жители окрестных деревень написали Василию Алексеевичу письмо, с просьбой "похлопотать" об этом деле. И так же рассказали, что в церкви сохранилось некоторое количество церковной утвари, облачений , Иконостас и церковная библиотека. Особо отмечали, что храм не был формально закрыт, и оставался действующим всё время. Нужен был только священник!
29 октября 1945 г. Совет по делам РПЦ при CНK СССР постановил «разрешить открыть Успенскую церковь в селе Большие Всегодичи».
До начала 90-х Всегодическая церковь Успения Богоматери была единственной действующей в Ковровском районе.
Вечерело и приближалось время службы. Пришла матушка, открыла храм, пригласила нас зайти посмотреть убранство, пока служба не началась. И показала нам придел храма, который был еще закрыт на реставрацию.
Всё, что вы видите на фото- чудом сохранилось: иконостас, люстра, весь декор и убранство- всё это принадлежало церкви и практически не было разграблено. С иконостаса, по словам матушки, с нижних ярусов были украдены иконы, но те, что наверху, уже почерневшие от времени не достались грабителям . Особого внимания заслуживает резной деревянный балдахин над воротами.
Солнце клонилось к закату, когда мы покидали это чудесное светлое место.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с тремя приделами: холодный- главный в честь Успения Пресвятой Богородицы, тёплый – в честь Святителя и Чудотворца Николая, третий- тёплый в приделе – в честь Илии Пророка построен позже – в 1792 году) Заменила собой в 1727 году старый деревянный храм. Успенская церковь в Больших Всегодичах хорошо сохранившийся образец провинциального храма. В стиле барокко характерного для русского культового сооружения XVII века.
Село Большие Всегодичи имеет довольно длинную историю: далее информция из Википедии
Село известно с XI века. С 1588 по 1612 годы принадлежало вдове ливонского короля Магнуса, княжне старицкой Марии(Марфе). Во второй половине XVII века селом владели несколько поколений предков Александа Пушкина а ещё раньше оно было вотчиной князей Долгоруких.
- *Лишенец- гражданин РСФСР, или ССР, лишёный избирательых прав 1918-1936 гг. согласно Конституциям 1918 и 1925 гг.
**Василий Алексеевич Дегтярёв— российский и советский конструктор стрелкового оружия. Герой социалистического труда. лауреат четырёх Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.