О жизни Ксении Ивановны Шестовой сохранилось совсем мало сведений, но одно ясно, что женщина она была властная и сильная, это и позволило ей стать царской матерью и даже "инокиней-государыней".
Что руководило ею любовь к сыну или страх остаться в одиночестве, трудно судить.
Всю жизнь она заботилась о сыне, опекала его и тиранила его своей опекой, не позволяла выбирать свою судьбу и свою любовь.
Сохранился один единственный портрет матери Михаила Федоровича ( первого царя династии Романовых), когда она уже была в преклонном возрасте: величественная старуха с крючковатым носом и пронзительным взглядом.
В молодости скорее всего она была красивой, но обладала сильным и властным характером, который сказался на судьбе ее сына.
Михаил Федорович Романов стал первым царем из династии Романовых не по своей воле.
Когда ему было всего пять лет, его отца и мать постригли в монахи, он был разлучен с матерью и вместе с восьмилетней сестрой отправлен в тюрьму в Белоозеро. Мать он смог увидеть только через два года.
Когда инокиня Марфа Ивановна увидела сына и дочь худыми, бледными и одетыми как последние оборванцы, горького рыдала.
С этого времени она никогда не расставалась с сыном. Будучи натурой сильной и волевой, она имела на него очень сильное влияние. А сын, переживший в раннем возрасте стресс был сильно привязан к матери.
Как это ни странно, но после смерти Бориса Годунова, который отправил ее семью в опалу, ее никто из быстро меняющихся правителей больше не трогал.
Более того новые правители одаривали Марфу Ивановну своей милостью.
Лжедмитрий I вернул ее с семьёй в Москву и вернул им усадьбу-имение.
С мужем Фёдором Никитичем Романовым (Митрополит Филарет) они уже вместе жить не могли, иноческий чин навсегда разделил супругов. Филарет уехал в Ростов Великий получив должность митрополита, а старица Марфа жила вместе с детьми и вела хозяйство по прежнему в своем имении на улице Варварке, где сейчас находится дом-музей Романовых.
Существует даже версия, что Григорий Отрепьев первый Лжедмитрий, прежде чем попасть в Чудов монастырь служил у Романовых, заворовался и бежал в Литву. Он хорошо отнёсся к своим бывшим хозяевам.
Но Марфа Ивановна женщина была умная и понимала, что наступившее благополучие шатко и неверно.
Так оно и получилась, не прошло и года Лжедмитрия свергли, царем стал Василий Шуйский, который к Марфе Романовой относился с большим уважением.
Михаилу уже шёл 12 год и он даже получил придворный чин стольника.
Тут объявился второй Лжедмитрий - Тушинский вор. Как и первый Лжедмитрий он старается доказать свое родство с Романовыми. Назначает Филарета патриархом.
Инокиня Марфа пришла в ужас от этого.
Тут ещё её зять, муж Татьяны, вступил в переговоры с тушинским вором и был сослан в Тобольск. И муж и зять оказались в стане врагов, но на ее положении это не сказалось. Она по-прежнему занимает почетное место при дворе.
А вскоре Москва оказывается в осаде, в городе голод, но Марфе и ее сыну голод не грозит. В кладовых романовской усадьбы припасов много, но тревога не покидает ее ни на минуту. Видимо это смутное время очень сблизило мать и сына.
Шуйского вскоре подстригают в монахи, а страной начинает править семибоярщина. По стечению обстоятельств все 7 бояр были с инокиней Марфой в родственных отношениях. Так что Марфа и ее сын опять оказались под защитой официальной власти.
Второго Лжедмитрия вскоре убивают и встаёт вопрос, а кто будет править?
Из всех бояр больше всех прав на престол имеют Романовы, но Филарет духовное лицо, а его сын слишком мал.
Поэтому решили пригласить королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. По матери он принадлежал к Рюриковичам. Но условием было, что Владислав должен принять православие.
Сигизмунд запретил сыну менять веру, поэтому переговоры зашли в тупик.
Филарет инокине Марфе с дороги шлёт тайное письмо, где говорится что воцарение царя католика грозит Руси неминуемой гибелью и нужно приложить все силы, чтобы этого не допустить.
Но семибоярщина не вняла предупреждению и тайно открывает полякам ворота. В Москву впускают польские войска. Русь оказалась под угрозой утраты независимости.
И хотя поляки вошли в город не как завоеватели, а как представители будущего царя, они устанавливают свою власть.
Вскоре начинается восстание против поляков, начинаются уличные бои. Москву охватил пожар. Инокиня Марфа понимает, что усадьба уже ненадёжное место и решается с сыном переселиться к своему родственнику Ф.И. Шереметеву, чей укреплённый двор находится в Кремле.
Восстание было подавлено, поляки торжествовали, однако начинают формироваться ополчения. Первое ополчение возглавляют князь Трубецкой, воевода Ляпунов и атаман Заруцкий. Они держат Москву в осаде полтора года, в городе начинается голод, Марфа и ее сын терпят лишения со всеми.
Люди умирали каждый день, поползли слухи о людоедстве.
Ополченцы крепко держали Москву в кольце, но тут между предводителями начинаются раздоры.
И уже только вторым ополчением, которое возглавлял князь Пожарский начинается штурм города, в октябре 1612 года был взят Китай город.
Поляки ещё удерживали Кремль, но уже было ясно, что будет кровопролитное сражение.
Марфа Ивановна обращается к польскому полковнику Миколаю Струсю выпустить из Кремля женщин и детей. Струсь проявляет великодушие и переговорив с Трубецким и Пожарским приказывает открыть ворота.
Марфа Ивановна тут же уезжает из Москвы в свое имение Домино, под Костромой. Она уже не увидела, что через два дня поляки капитулировали.
И вновь встал вопрос, кто будет править Русской землёй.
Был созван Земский собор на котором почти единогласно был выбран царем Михаил Романов, который по возрасту к тому времени считался уже взрослым.
Михаил Романов происходил от "доброго корня". Среди предков молодого царя были Семён Гордый, Дмитрий Донской, Андрей Кобыла и другие. К тому 5 его дед был родным братом первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовой.
Михаилу было уже 16 лет. А этот возраст на Руси уже считался совершеннолетием.
В это время Марфа Ивановна со своим сыном находились в Ипатьевском монастыре. Туда и явилось посольство с грамотой, которую вручили Михаилу с призванием на царство.
Мать Михаила была категорически против. Смолоду жаждавшая власти и мечтавшая быть царицей, казалось бы, она должна быть довольной.
Но за годы смуты она увидела, как непрочна власть царя, и так как она очень любила сына и была к нему привязана, то боярам отказала.
Она вышла к боярам с речью в которой обличала их в предательстве Бориса Годунова и убийстве его сына Фёдора, в гибели самозванца, которого убили те же люди, которые провозгласили его царём. Припомнила им и низложение Василия Шуйского.
"Мне провозглашать сына на царствие, все равно что посылать его на гибель", - говорила старица.
Сам Михаил Романов заливался горькими слезами и бросив на землю грамоту, заявил, что править государством не желает.
Долго уговаривали послы старицу Марфу и ее сына, но они были непоколебимы.
Тогда послы стали упрекать Марфу, что из-за них Московское государство опустеет, будет захвачено неприятелем, Божьи церкви и святые иконы и мощи будут поруганы, и что православные люди будут терпеть разорение и расхищение, "и все это взыщет Бог с тебя Михаил Федорович и с тебя инокиня Марфа."
После этого старица Марфа сдалась и благословила сына на царство.
2 мая инокиня Марфа вместе с сыном въехали в Москву, везде были следы разорения от Смуты.
Михаил был напуган, свалившейся на него властью и за все пережитые годы привык надёжную опору видеть только в матери.
Он повелевает свою мать звать " великой государыней" и предоставил ей право брать деньги из казны на свои нужды, отдавать распоряжения от своего имени, и не принимал решение, не посоветовавшись с ней.
Бояре, которые рассчитывали подчинить своей воле неопытного Михаила, столкнулись с твердой волей Марфы Ивановны. Фактически она стала править вместе с сыном.
К ней стали приносить челобитные, делать дорогие подарки, вместо кельи выстроили для нее новое помещение, которое называлось "избушка малая", но эта избушка была на редкость роскошно убрана.
Старица - царица быстро приблизила свою родню, раздавая должности и снисходительно относилась к их интригам и злоупотреблениям.
Мать с одной стороны подавляла волю Михаила своим решительным характером, а с другой стороны баловала его.
Женитьба царя, как известно, это обеспечение будущего всего государства. В средневековой Руси неженатый человек считался не вполне состоятельным духовно и физическим.
Женитьбе царя и рождению сыновей, будущих наследников, придавалось огромное значение.
Михаилу шел уже 20 год, а он все ещё был неженат. Видно мать не стремилась отделять от себя сына.
В 1616 году состоялся смотр невест. Девушек отбирали очень тщательно со всех уголков страны.
Михаил выбрал совсем незнатную невесту из бедного дворянского рода Марию Хлопову. Матери это пришлось не по вкусу, сама то она была из знатного богатого рода.
Марию Хлопову поселили во дворце, и дали ей новое имя Анастасия, в честь Анастасии Романовой.
Юная Мария- Анастасия тоже радовалась предстоящей свадьбе. Жених был молод, миловиден, к тому же она и мечтать не могла, что станет царицей.
Девушка жила в бедности, а тут и полный достаток, и богатые подарки, к тому же жених искренне с ней ласков и любезен, баловал постоянно яствами и сладостями.
Но радость ее оказалась преждевременной. Старица государыня когда увидела, что ее сын по-настоящему влюблен, решила видимо избавиться от конкурентки.
Влюбленный царь был опасен и родственникам по матери Салтыковым, фактически двоюродным братьям. Поэтому девушку оболгали.
Марии Хлоповой стало плохо, видимо девушка дорвалась до сладкого, которое было недоступно ей раньше. У нее разболелся живот и ее вырвало.
Но Салтыковы сказали царю, что она неизлечимо больна, что родственники скрыли болезнь, а это уже государственная измена.
Всю семью Хлоповых отправили в Тобольск.
Когда через 5 лет обнаружилось, что царская невеста жива здорова и за 5 лет ни разу не болела, всплыл скандал и заговор. Михаил Романов сослал своих родственников, и решил опять жениться на Марии, видно запала она ему сильно в душу.
Но мать воспылала к девушке такой ненавистью, что сказала: выбирай, или она или я. Сказала, она конечно по-другому, не быть мол мне в твоём царстве.
Михаил не смог перечить матери.
Вскоре подобрали ему знатную невесту из рода Долгоруковых.
Свадьба была отпразнована пышно, а через день молодая царица слегла и три месяца пролежала, а затем умерла.
Михаилу Романову уже шёл 30 год, а он был не женат и наследников не было.
Тут уже мать всполошилась.
Опять устроили смотр невест. Боярыни в сопровождении своих служанок прибыли в Москву. Мать хотела женить сына на Елене Шереметевой, богатой и знатной своей родственнице.
Но сын на смотре подошёл к ней, протянул перстень и платок, но неожиданно для всех не Елене, а ее служанке Евдокии Стрешневой.
Мать больше сыну перечить не стала.
Что это было со стороны Михаила?
Бунт или ему действительно понравилась девушка, нам неизвестно.
Михаил не дал возможности интриговать матери и настоял, чтобы венчание состоялось через три дня, вопреки всем традициям. С супругой он прожил 20 лет.
Инокиня Марфа искренне полюбила свою внучку Ирину, и всячески ее баловала заморскими и дорогими подарками.
Но старице уже шёл 60 год. По меркам того времени, это уже была глубокая старость.
Зимой 1631 года она разболелась и умерла.
Михаил горько оплакивал свою мать и воздвиг в честь нее монастырь.
Это Знаменский монастырь на улице Варварке.
О старице Марфе писали ее современники: " инока великая старица, правя под ним ( Михаилом) и поддерживая царство своим родом"
Но на самом деле Михаил не мог найти опору в матери, государственным умом она не обладала, а вот своими интригами с родственниками испортила судьбу сыну.