Найти тему
Журнал для пап "Батя"

Фильм «Папы»: социальная реклама для забывших о детях отцов

Смотреть или не смотреть новый российский фильм об отцовстве?

Если в прошлом году к 23 февраля в прокат выходило сразу три российских фильма про отцов, то в этом – один. Но зато с многообещающим названием и сразу четырьмя историями. Казалось бы, и тема востребованная, и посыл правильный, и актерский состав суперзвездный. Но, кажется, что-то пошло не так…

(Внимание, дальше могут быть спойлеры.)

Папы – это военный летчик, согласившийся на уговоры жены усыновить ребенка (Сергей Безруков); знаменитый кинорежиссер, снимающий детское кино, но не воспитывавший своих сыновей (Вадим Демчог); хирург, на свой страх и риск спасающий детей уникальным, но пока не лицензированным методом (Дмитрий Нагиев); забытый актер, приглашенный на свадьбу сыграть отца невесты-сироты, а сам не видевший свою дочь 20 лет (Юрий Стоянов).

Суровый летчик нарочито не желает мальчика из детдома воспринимать как члена своей семьи. «Он меня папой тоже не называет», - говорит взрослый человек. Но у двух мужчин, большого и маленького, находятся общие интересы, а смертельная опасность окончательно их сближает. 

Один из сыновей великого кинорежиссера не готов оправдывать бросившего семью отца, хотя сам разошелся с женой и не воспитывает ребенка. После смерти матери он разыскивает папашу и приезжает на съемочную площадку, где его ждет много неожиданностей. На фоне Михаила Галустяна, играющего здесь самого себя, взрослый сын должен понять и простить. 

Хирург демонстрирует героизм и скромность, спасая детей вопреки правилам, козням чиновников и непониманию родителей маленьких пациентов. И в конечном итоге получает лицензию на свой метод, с помощью которого уже вылечил, как выясняется, десятки детей. Их рисунки (куда ж без этого?) занимают целую стену в кабинете чудесного доктора. И среди них – рисунок его собственного сына, которого он, следуя правилам, спасти не смог.

Актер на свадьбе настолько вживается в роль отца невесты, что реально начинает влиять на судьбу девушки, нанявшей его только для того, чтобы удовлетворить любопытство семьи жениха. Ненастоящий папа показывает всем, что он-то как раз самый настоящий человек среди пафосных персонажей, собравшихся на торжество. Вообще, он человек глубокий, не может, например, играть роль, не изучив предысторию. Но зрители так и не узнают, почему же он сам не общался с собственной дочерью столько лет. 

Каждый из сюжетов мог бы стать полноценной историей. Многое ведь подмечено верно… но не имеет никакого развития. О судьбах, об отношениях отцов и детей, о непонимании и примирении, об ошибках и их исправлении рассказано схематично. 

Все это больше похоже на растянутую социальную рекламу. Но когда трогательная история происходит в течение нескольких минут, можно разглядеть ее и в широких мазках, можно перетерпеть или не обратить внимание на банальности, шаблоны и неправдоподобность. В конце концов, мы же понимаем, что это рассчитано на эмоциональную реакцию, и эту реакцию даем. Но в течение двух часов отключать критическое мышление все же сложно. 

А когда в конце фильма дети знаменитого режиссера собираются за накрытым столом и звучит тост за отцовство, почему-то возникает горькое ощущение, что оно здесь воспринимается как показатель статуса: стал отцом – мужик! Недаром же персонаж Демчога говорит во время выяснения отношений с сыном: «Мужчина до конца мужчина, когда вокруг него дети». 

Но согласитесь, просто окружить себя детьми недостаточно. О детях надо позаботиться. В жизни, конечно, бывают разные ситуации, но покрывать все ошибки и собственное равнодушие фразой, обращенной героем Стоянова к далекой дочери: «Папа тебя очень любит, где бы он ни был», - все же как-то странно. 

Посыл-то в фильме правильный: примирение отцов и детей – в любом случае прекрасно. Но процесс этот всегда требует труда и усилий. Смотреть в кино на чью-то внутреннюю работу, на личный путь, на движение навстречу друг другу – интересно и поучительно. Но здесь, к сожалению, этого нет. А есть декларация. И это выглядит как-то… пластмассово. (Кажется, даже сами создатели фильма это понимают – иначе зачем один из персонажей произносит: «Вот так все у нас в кино, мультфильмы лучше».)

Впрочем, зрители любят добрые истории, позитива всегда не хватает. И хорошо, что российские кинематографисты все больше и больше снимают про пап. Пусть и не всегда удачно… 

Но свой дополнительный выходной день, на который назначена премьера фильма, мы рекомендуем провести не глядя на экранных пап, а активно общаясь со своими детьми. Чтобы отцовство не осталось только предметом гордости, о которой принято красиво говорить во время застолья, а было реальным, деятельным, живым.

Хотя, если вы тоже, как некоторые герои фильма, годами не видели своих детей, то можно и в кино сходить. Может, это подтолкнет к тому, чтобы позвонить и самой примитивной фразой (как персонаж Стоянова: «Здравствуй, доча, это папа!») начать наконец разговор. 

Александра Оболонкова, журнал для настоящих пап «Батя»