Отбросим все «правильные и высокопарные» слова о преимуществе книг над фильмами. Пусть их пишут другие блогеры, которые читают Кинга «под одеялом», а в статьях нахваливают Чехова.
На канале Книжный Макс я делюсь только своим, — зачастую, непопулярным! — мнением. Сегодня я выскажусь на тему вечной «борьбы» книг против кино и сравню эти жанры между собой.
Книги и кино — разные форматы и разные языки
Литературный первоисточник и его адаптация — это разные жанры искусства
Тут, надеюсь, ни у кого из «моралистов» не возникнет претензий?
Книги и кино — это совершенно разные жанры искусства. Они могут дополнять и обогащать друг друга, но не конкурировать. Что-то лучше передано в одном жанре, что-то — в другом.
Сравнивая книги и фильмы, люди сравнивают несравнимое изначально. Например, вы же не собираетесь сравнивать рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона и песню Валерия Кипелова «Белый ад», которая написана по мотивам рассказа? Вот то-то же.
Фильмы же с книгами пытается сравнить каждый блогер на YouTube в очередном «миллионном» обзоре. Сравнение, конечно, происходит не в пользу книги.
Для просмотра кино достаточно... самого кино!
Фильм — это сферический конь в вакууме. Я не обязан перечитывать всю «Войну и мир» Толстого, чтобы понять смысл происходящего на экране. Что режиссер не показал в фильме, того в этом фильме нет. Часто бывает, что это к лучшему.
У книг и фильмов разные языки повествования
Хотя оба эти жанра, зачастую, используют одну форму, — трехактную структуру сюжета, — подача и акценты в кино и литературе совершенно разные. Другими словами: разный язык повествования.
В фильмах есть не только сценарий и режиссура, но и игра актеров, декорации, музыка, спецэффекты. В книге — только повествование. Фактически, в литературе есть только сценарий с легкими набросками от автора — режиссера «на полях».
Кино обладает более глубокой иммерсивностью, погружением. Но взамен диктует точное восстановление окружения и настроения.
Книги дарят большую свободу читателю, зато отнимают львиную долю контента.
Вот честно, без купюр, ответьте себе на вопрос: все ли застежки на конной сбруе вы знаете, чтобы точно у себя в голове воспроизвести образ средневекового рыцаря? Да я даже «хитрые» цвета по названиям не всегда угадываю!
«Я всегда с собой беру...», — сам себе режиссер
Еще один популярный и набивший оскомину тезис: «В книге я — сам себе режиссер!»
Во-первых, не все люди — хорошие режиссеры. Это всё же отдельная профессия, на которую учатся годами. Кто вам сказал, что вы вообще можете стать режиссером, а ваше «мысленное» творение будет лучше средней поделки того же Федора Бондарчука?
Во-вторых, кино тем и хорошо, что показывает взгляд на поднятый в книге вопрос режиссера и сценариста, а не ваш. Свой ответ на «вечные» философские вопросы вы и сами знаете. А вот узнать чужое мнение — интересно.
В-третьих, большинство читателей не обладает яркой фантазий, — извините, если обижу, но это факт, — чтобы интересно воспроизвести изложенные писателем сцены. В отличие от режиссера, сценариста и того же писателя.
А тренировать читательские навыки нынче не в моде. В моде — тренировать мышцы лица, чтобы не было морщин в 21 год.
Книги устаревают с годами, но истории бессмертны!
Описанные в книгах нравы, мораль и окружение устаревают с годами. Редкий автор удостаивается таланта Шекспира или Дюма, чьи произведения «вечны».
В современном мире мораль уже совершенно не та, что была в XVIII — XIX веках. Что уж говорить о более ранних произведениях!
Это совершенно не означает, что смысл книги устаревает вместе с «обложкой». Кино дарит «устаревающим» произведениям «вторую жизнь», адаптируют книги под современные взгляды. Как бы от этого не тошнило!
Яркий пример — список наиболее часто запрашиваемых в 2021 году книг в поисковике Google. Большинство книг в этих запросах получили в 2021 году адаптацию в виде «длинного метра». Именно поэтому читатели обратили на них свое драгоценное внимание.
Люди посмотрели фильм, заинтересовались и прочитали первоисточник. Так можно вернуть людям любовь к классике и хорошим книгам!
Гоните взашей тех, кто...
...навязывает вам свою точку зрения и заставляет выбирать между книгой и фильмом по этой книге!
Читайте литературу и смотрите адаптации, — что-то будет лучше в кино, что-то в литературе. Поймите, что кино и литература — это разные жанры, которые нельзя сравнивать.
Я обожаю «Дракулу» Брэма Стокера, но не меньше, — а может и больше, — люблю фильм Фрэнсиса Форда Копполы. Скажу больше — дополнительная любовная история, которую внес режиссер делает историю лучше, чем описал Стокер.
Подписывайтесь на канал Книжного Макса, читайте хорошие книги и смотрите отличные фильмы!