Найти в Дзене
IngoDance

Кто такие клакеры?

Термин происходит от французского слова claque (хлопок ладонью — ред. IngoDance) и обозначает зрителя, который аплодисментами и криками поддерживает постановку или наоборот, бурно выражает недовольство происходящим на сцене. Группу клакеров, по сути являющихся подставной публикой, называют клакой. Проявление неискренней коллективной поддержки или недовольства среди театральных зрителей встречалось еще в III веке до нашей эры. Древнегреческий драматург Филемон приглашал клакеров на постановки своего соперника Менандра. В эпоху Возрождения зрители-клакеры поддерживали или освистывали европейские постановки, например музыкальные спектакли в Италии. Клака как профессиональное сообщество появилась в XVII веке. Впоследствии в ней появилась своя иерархия и разделение ролей: были зрители, которые громко смеялись, там где нужно, «плакальщицы», которые исполняли свои «партии» во время трогательных сцен, и даже те, кто картинно терял сознание в напряженные моменты постановки. В XX веке клака выхо

Термин происходит от французского слова claque (хлопок ладонью — ред. IngoDance) и обозначает зрителя, который аплодисментами и криками поддерживает постановку или наоборот, бурно выражает недовольство происходящим на сцене. Группу клакеров, по сути являющихся подставной публикой, называют клакой.

Проявление неискренней коллективной поддержки или недовольства среди театральных зрителей встречалось еще в III веке до нашей эры. Древнегреческий драматург Филемон приглашал клакеров на постановки своего соперника Менандра. В эпоху Возрождения зрители-клакеры поддерживали или освистывали европейские постановки, например музыкальные спектакли в Италии.

Клака как профессиональное сообщество появилась в XVII веке. Впоследствии в ней появилась своя иерархия и разделение ролей: были зрители, которые громко смеялись, там где нужно, «плакальщицы», которые исполняли свои «партии» во время трогательных сцен, и даже те, кто картинно терял сознание в напряженные моменты постановки.

В XX веке клака выходит за пределы театров и маскируется под светские беседы о постановках и артистах, звучит на улицах и в общественных местах. Она использует инструменты театральной критики и журналистики, звучит в виде комментариев от лидеров общественного мнения.

Почему зрители подхватывают искусственные эмоции клакеров? Этот феномен называется «социальным доказательством»: когда человек видит массовую реакцию (смех, улыбки, слезы, удивление, разочарование, возмущение) на происходящее, он способен тоже ощутить и выразить эту эмоцию. Клаку оценивают в основном негативно, ведь ее стимулируют не настоящие эмоции и впечатления от спектакля и мастерства артистов. Клакеры превозносят «своих» и эмоционально подавляют «чужих» — их реакции необъективны и никак не характеризуют саму постановку.