Найти в Дзене
Жизнь артиста в Дзене

Михаил Вавич. Взлетевший к Олимпу на "Качелях". Жизнь в эмиграции

Он был баловнем судьбы - стал Всероссийской знаменитостью всего через год, как вышел на сцену, в 25 лет. Пришел, увидел, победил - вышел на сцену в оперетте, спел песенку о качелях, стал звездой эры граммофона и Всероссийским кумиром!

Вся его карьера "сопровождалась слишком жадным успехом".

Михаил Иванович Вавич.
Михаил Иванович Вавич.

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Михаил Иванович Вавич не только замечательно пел, но еще и отлично танцевал. Осенью 1907 года одновременно в трех столичных театрах – петербургских «Зимнем Буффе» и «Пассаже», а также в московском «Буффе» была поставлена оперетта «Тореадор». Это был «танцевальный» спектакль, публику завлекали сюда в основном танцами. И вот здесь Михаил Иванович проявил себя, как блестящий танцор. Кстати говоря, публика валом валила на это представление и по другой причине – оценить очень рискованный и смелый по тем временам режиссерский ход. Оперетта начиналась со сцены морского купания. Девять дам плавали в море, освещаемые бледным светом луны. Насколько они были обнажены, мы теперь уже никогда не узнаем, но один из критиков отмечал впоследствии, что эта сцена производила впечатление именно своей красотой, а не наготой.

Еще в те годы практиковались увеселительные музыкальные проекты и другого рода – так называемые «клубные открытые вечера». Публику, как правило, уже в вестибюле встречал оркестр. Артисты работали здесь же, то есть само музыкальное действо начиналось прямо с порога. Звучали шутки, смех, пелись куплеты. Прямо среди входивших можно было увидеть танцоров. Нередко такие мероприятия анонсировались, как «Грандиозный концерт-спектакль». За один вечер публике давались и опера, и оперетта, и драма, и балет, и даже цыганские романсы. Так в декабре 1908 года в Петербурге на Галерной улице в особняке фон Дервиза прошел такой вечер. В афишах он назывался «Ночи на Монмартре». Прямо в вестибюле среди огромного количества публики пел Михаил Иванович Вавич, последний писк моды – танец «матчиш» – танцевала артистка Альберти, здесь же суетились Арлекин и Пьеро. Было весело, людно, шумно.

-2

Вавич попробовал свои силы и на педагогическом поприще. В 1908 году при Санкт-Петербургском отделении Театрального агентства были организованы курсы по подготовке к сценической деятельности. Подбор педагогического состава говорил о серьезности нового предприятия – на отделения балета, шансонеток и куплетистов были приглашены преподавать самые лучшие представители этих видов искусства, среди приглашенных преподавателей на отделение оперетты был Михаил Вавич, что говорило само за себя. В эти годы подобного рода образовательные учреждения открывались довольно часто. Это свидетельствовало о том, что к «легким» жанрам отношение менялось в лучшую сторону – исполнение романсов, куплетов, шансонеток, легких танцев было признано своего рода искусством, которому можно и нужно было профессионально учиться.

Певец обращался и к опере, что было большой редкостью для опереточного кумира и исполнителя «цыганщины». Тем выше был интерес публики и прессы. В газете того времени читаем:

Бенефис талантливого премьера труппы М. И. Вавича и интересно составленный спектакль-монстр собрал полный театр публики, тепло и радушно встретившей своего любимца. Гвоздем бенефиса был первый дебют г-на Вавича в опере. Выбрал дебютант тяжелую роль Мефистофеля в опере «Фауст» ... Арию «Заклинание цветов» г-н Вавич бисировал три раза. Бенефициант вполне заслуженно получил много цветов и ценных подношений, и даже серебряный лавровый венок.

А в 1904 году Михаил Иванович пел в эпизодических ролях в оперных спектаклях с самой А. Д. Вяльцевой! Это было время, когда «несравненная» Анастасия Дмитриевна пыталась, и не без успеха, пробовать свои силы на оперной сцене. Вавич был отмечен в прессе в операх «Самсон и Далила» и «Кармен», где Вяльцева пела главные партии. Свет звезды первой величины российской сцены не затмил достоинств скромного молодого артиста, рецензент отметил его голос «выдающейся красоты» и «благородство звука».

Популярная актриса оперетты начала ХХ века Наталия Ивановна Тамара.
Популярная актриса оперетты начала ХХ века Наталия Ивановна Тамара.

Вавич пел не только с Вяльцевой. Одно время «несравненной» составляла серьезную конкуренцию другая опереточная дива, славящаяся своим исполнением цыганских романсов – Наталия Тамара. В 1907 году Вавич и Тамара выступили в оперетте «Цыганские романсы в лицах» в Красном Селе перед Императорской фамилией. Это было большой честью для артистов, работающих в так называемом «легком» жанре.

Известен также факт, что граммофонные фирмы выпустили запись знаменитого вальса «На сопках Манчжурии», напетого Вавичем. Эта пластинка имела баснословный успех и продавалась по всей Российской Империи неслыханными тогда тиражами – десятками тысяч экземпляров.

-4

На сопках Маньчжурии. Вальс. Музыка Ильи Шатрова. Поет М. И. Вавич. Запись 14.10.1910, Санкт-Петербург.

Для удобства восприятия мне хочется опубликовать полный текст вальса, записанного на этой пластинке в исполнении М. И. Вавича. Слова неизвестного автор. Слушая, можно отслеживать текст.

Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает,
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далёких героев прекрасных,
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы
Житейской обыденной прозы
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючие слёзы.

Плачет отец,
Плачет жена молодая,
И плачет вся Русь, как один человек,
Злой рок судьбы проклиная.

А слёзы бегут,
Как волны далёкого моря,
И сердце терзает тоска и печаль,
И бездна великого горя.

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И «Вечную память» не пели.

Мир вашей душе,
Вы погибли за Русь, за отчизну,
Но верьте, ещё мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!

С 1915 года Михаил Вавич увлекается кинематографом. Он снимается в нескольких немых фильмах. В те годы одним из коронных романсов репертуара Михаила Ивановича становится романс Михаила Штейнберга «Вот, что наделали песни твои!» Это произведение Вавич пел по всем законам «жестокого» жанра – с рыданиями в голосе, с надрывом и цыганской слезой. Что имело бешеный успех у публики.

В конце 1915 года режиссер Яков Лейн снял кинофильм по сюжету этого романса. Михаил Вавич сыграл в нем главную роль вместе со своей супругой Татьяной Павловой. Очень жаль, что фильм этот считается утраченным, и мы не сможем в полной мере оценить музыкальную и кинематографическую эстетику тех лет!

Татьяна Павлова, актриса немого кино, супруга Михаила Ивановича.
Татьяна Павлова, актриса немого кино, супруга Михаила Ивановича.

В 1916 году Вавич с супругой снимаются в двух фильмах – «Если хочешь цепей и насилий, то полюби» и «О, как убийственно мы любим». Причем во второй ленте отснялся и «Баян русской песни» и кумир российской эстрады Юрий Спиридонович Морфесси.

Все кончилось в 1917 году. Спасаясь от голода, группа артистов, в числе которых был и М. И. Вавич, уехала сначала на Украину, затем в Европу. За границей певец работал в оперетте, записывался на пластинки, давал концерты, где пел арии из популярных оперетт и цыганские романсы, снимался в кино.

М. И. Вавич и Н. И. Тамара в оперетте В. Валентинова "Королева бриллиантов".
М. И. Вавич и Н. И. Тамара в оперетте В. Валентинова "Королева бриллиантов".

В 1920 году вместе с Татьяной Павловой он снялся в итальянской киноленте «Роковая орхидея».

Затем последовало приглашение в труппу театра-кабаре «Летучая мышь», которым руководил Никита Балиев.

О «Летучей мыши» очень интересно рассказывает в своих мемуарах Алла Николаевна Баянова. В программе этого театра-кабаре тогда часто практиковались инсценировки-постановки популярных русских песен и романсов, в одной из которых, еще девочкой, она принимала участие со своим отцом.

Вавич играл и пел в инсценировке известного русского марша «Черные гусары».

«Летучая мышь» гастролировала по всей Европе, а в сезонах 1922 и 1923 годов – в Нью-Йорке, на Бродвее.

Позже гастроли продолжились в Голливуде.

Михаил Вавич, Наталия Тамара, Вера Шувалова и Николай Монахов в оперетте В. Валентинова "Королева бриллиантов".
Михаил Вавич, Наталия Тамара, Вера Шувалова и Николай Монахов в оперетте В. Валентинова "Королева бриллиантов".

Михаилу Ивановичу так понравились Соединенные Штаты, что он решил прекратить кочевую жизнь гастролера и осесть в Лос-Анжелесе. Там он пел в оперетте, а потом начал сниматься в кино.

Как обладателю низкого голоса, баса, ему поручали роли бандитов и аферистов – сплошь отрицательных персонажей. Он прославился в одной из ролей второго плана в известном фильме режиссера Льюиса Майлстоуна «Два аравийских рыцаря».

Михаил Иванович Вавич был всеобщим любимцем и героем русского Голливуда.

В 1929 году создал и возглавил «Русский клуб» в Лос-Анжелесе. Жертвовал большие деньги на русский православный храм.

Он ушел из жизни мгновенно, от сердечного приступа, находясь за рулем собственного автомобиля. Это произошло 5 октября 1930 года.

Николай Монахов, Вера Шувалова, Наталия Тамара, Михаил Вавич в оперетте В. Валентинова "Королева бриллиантов".
Николай Монахов, Вера Шувалова, Наталия Тамара, Михаил Вавич в оперетте В. Валентинова "Королева бриллиантов".

По характеру Вавич был веселым, открытым, беззаботным, легким человеком.

Известный в начале ХХ века драматический актер Мамонт Дальский писал:

В молодости Вавич казался богом легкомыслия, иначе и не могло быть: слишком уж жадным успехом сопровождалась вся его карьера.

Певец был одним из тех, кто всей душой принял модную техническую новинку того времени – граммофон. Не будет преувеличением сказать, что он был звездой эры граммофона. Все, что он исполнял, будь то «Песня о качелях», «Очи черные», «Вот, что наделали песни твои» – все это мгновенно становилось шлягерами и тиражировалось граммофоном в тысячах экземплярах по всей России, включая Россию эмигрантскую.

Журнал «Граммофонный мир» в 1910 году включил Вавича в число трех самых записываемых артистов Российской Империи. Впереди были Богемский и Сарматов. Эти двое прославились исполнением куплетов и мелодекламаций, т. е. были представителями речевого жанра. А вот среди певцов-вокалистов Михаил Иванович был первым.

Этикетка граммофонной пластинки, напетой Вавичем - "Вот, что наделали песни твои". Романс композитора М. К. Штейнберга. Начало ХХ века.
Этикетка граммофонной пластинки, напетой Вавичем - "Вот, что наделали песни твои". Романс композитора М. К. Штейнберга. Начало ХХ века.

У коллекционеров сохранились десятки граммофонных пластинок певца. Благодаря им, мы сегодня имеем возможность открыть коробку компакт-диска и, вставив его в компьютер, услышать чарующий бархатный бас прославленного когда-то артиста!