Император Александр Первый, Благословенный (1777-1825) дважды побывал на Донской земле во время своих многочисленных путешествий по России.
В первый раз это произошло в мае 1818 года при объезде императором юга Российской империи. 22 мая Александр Павлович прибыл в Таганрог, где провел один день. (Василич Г. Император Александр I. С.7). В этой поездке императора сопровождали австрийский принц Гессен-Гомбургский, граф Кламм, генерал-адъютанты князь Волконский, Уваров и князь Меншиков, генерал Милорадович, флигель-адъютант Михайловский-Данилевский, граф Каподистрия, статс-секретарь Марченко и лейб-медик Виллие, а также генерал Аракчеев. (Русский биографический словарь. Т.1. С.358). 23 мая царь со свитой посетил Новочеркасск, столицу Земли Войска Донского. Проехав к строившемуся Вознесенскому собору, где был отслужен молебен, он затем остановился в доме генерал-лейтенанта Николая Васильевича Иловайского. Вечером наказной атаман А.К.Денисов и донское дворянство дали бал в честь августейшего гостя в доме генерала Курнакова. На следующий день Александр I осмотрел госпиталь, аптеку, острог и строившийся собор. Знакомя императора с Новочеркасском и рассказывая о положении дел на Дону в целом, войсковой атаман Денисов ходатайствовал перед ним о выработке «Положения о Войске Донском» с целью реформирования Дона в экономическом и общественном отношениях. Царь обещал назначить особый комитет для выработки такого «Положения», что и было сделано на следующий год. (Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона...2. С.55).
…Летом 1825 года ухудшилось состояние здоровья жены Александра Первого императрицы Елизаветы Алексеевны, и царь принял решение ехать в Таганрог для поправки ее здоровья. Выехав 1 сентября 1825 года из Петербурга, 13 сентября Александр I с императрицей прибыли в Таганрог. По донской земле царский кортеж сопровождали казаки, в числе которых был и упоминаемый нами историк и литератор Василий Сухоруков, шеф которого генерал А.И.Чернышев находился в составе императорской свиты. На въезде в Таганрог высоких гостей хлебом-солью встретила делегация во главе с градоначальником П.А.Папковым, в доме которого и остановился император. По описанию одного из биографов Александра Первого, Г. Василича, дом этот «был каменный, одноэтажный, с подвальным этажом для помещения прислуги. Половина императрицы состояла из восьми небольших комнат, из коих две предназначались для двух фрейлин. В середине дома был расположен большой сквозной зал, служивший столовой и приемной. На половине императрицы, в особой комнате, помещалась походная церковь. С другой стороны приемной залы находились две комнаты государя: одна довольно просторная, предназначавшаяся для кабинета, служила вместе с тем и спальней; другая, полукруглая и очень небольшая, в которой государь одевался, была туалетной или уборной, с окном, выходившим во двор. При этих двух комнатах был коридор, свет в который проходил из туалетной; он предназначался для дежурного камердинера, гардеробная же находилась в подвальном этаже. При доме были обширный двор и небольшой сад с плодовыми деревьями, несколько запущенный, но к приезду государя приведенный в возможный порядок. Меблировка всего дома была самая простая». (Василич Г. Указ. соч. С.30). В первом же письме, отправленном из Таганрога, Александр Павлович сообщал своему фавориту А.А.Аракчееву: «Благодаря Богу, я достиг до моего назначения, любезный Алексей Андреевич, весьма благополучно и могу сказать, даже весьма приятно, ибо погода и дорога были весьма хороши. Здесь мое помещение мне довольно нравится. Воздух прекрасный, вид на море, жилье довольно хорошее». (Русский биографический словарь. Т.1. С.379).
Обосновавшись в Таганроге, император в сопровождении начальника Главного штаба русской армии генерала И.И.Дибича предпринял поездку по некоторым главным населенным пунктам Земли Войска Донского, располагавшимся недалеко от Таганрога.
11 октября 1825 года царь посетил Новочеркасск, побывав предварительно в Нахичевани-на-Дону и станице Аксайской. (Русский биографический словарь. Т. 1. С.379). Причем, из Аксайской станицы, как отмечает историк Таганрога П.П.Филевский, император двинулся через дачу атамана Платова на хуторе Мишкине, а «оттуда уже въехал в город (Новочеркасск - М.А.) верхом при пушечных выстрелах». (Филевский А.П. История города Таганрога. М.,1898. С.57). На следующий день в Новочеркасске в честь императора был дан иллюминированный бал. Здесь он пробыл три дня. На четвертый день Александр Павлович направился в станицу Старочеркасскую. После молебна в войсковом Воскресенском соборе потомки рода атаманов Ефремовых устроили для царя и его свиты парадный обед в атаманском дворце на собственном подворье. В двухэтажном родовом дворце, освещенном в октябре 1761 года, Александра принимала вдовствующая полковница Евдокия Акимовна Ефремова. ( // «Донские епархиальные ведомости.». № 5. 1870. С.142, 150). Дворец этот сохранился до настоящего времени, и отреставрированный в 1970-х годах, входит в состав памятников Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. В Воскресенском соборе стараниями священника Григория Левицкого в середине XIX века была положена на полу чугунная плита с надписью: «На сем месте умиленные молитвы приносил великий государь Александр Павлович 1-й, 1825 года, октября 14 дня». Плита эта сохранилась и доныне…
20 октября Александр I отбыл из Таганрога в путешествие по Крыму и вернулся в Таганрог 5 ноября 1825 года в шесть часов вечера. Все, казалось, было хорошо. Но на следующий день император почувствовал недомогание, после чего болезнь (как считает, например, биограф Александра I Г. Василич, «брюшной тиф в довольно резкой форме») начала стремительно прогрессировать. Несмотря на усилия врачей, 19 ноября 1825 года Александр Первый скончался в 10 часов 50 минут вечера в присутствии лейб-медиков Якова Виллие, Конрада Стофрегена, императрицы Елизаветы Алексеевны, члена Государственного совета генерала от инфантерии князя Петра Волконского, начальника Главного штаба генерал-адъютанта барона Дибича и местного медико-хирурга Тарасова. После вскрытия и бальзамирования, 29 декабря 1825 года гроб с телом Александра I покинул Таганрог. С Дона до Москвы и Петербурга его сопровождали лейб-донцы во главе с генералом, графом В.В. Орловым-Денисовым.
Позже в комнате, где скончался Александр Первый, была устроена церковь, в подвале которой «по рассказам… погребены внутренности Александра». Под алтарем церкви имелся памятник с бронзовой доской, на которой была изображена сцена кончины императора.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.