Найти тему

Бог и война

Это фрагмент из текста, написанного в декабре прошлого года. Уже тогда многие читатели задавались вопросом, будет ли война. А если все-таки она разразится, почему Бог не положит ей предел. Ведь сказано, что блаженны миротворцы...

«Дракон-танк». Гравюра - аллегория войны из сочинения Георга Филиппа Харсдёрфера «Женские диалоги» (1642 г).
«Дракон-танк». Гравюра - аллегория войны из сочинения Георга Филиппа Харсдёрфера «Женские диалоги» (1642 г).

...Вспомним одну круглую дату нынешнего декабря: ровно 30 лет назад распался Советский Союз. Не особенно был я, житель Русского Севера, рад, что живём мы в такой агломерации, как СССР, где всё делается за счёт русского мужичка, его сил и будущего. И всё же в дневнике 1991 года о распаде страны записал: «История им этого не простит. Но когда наступит время воздаяния по делам, на неумолимом том суде среди них будем и мы».

Не успокаивали меня оправдания, начавшиеся сразу после Беловежского сговора, и продолжающиеся по сей день - что вот-де как славно все мы разошлись, без резни и войн. Не то, что какая-нибудь Югославия. Хотя вообще-то без разрушения СССР не было бы кровавых жертв у сербов. Да и у нас резни в окраинных республиках хватало.

Вообще-то надо понимать, что последствия того распада ведь ещё не показали себя в полной мере. То, что мы весной ходили по острию лезвия, на грани войны с Украиной, это как раз последствия того распада. И вот декабрь, и на границе тучи ходят ещё более хмуро. Мы снова на грани войны.

По молодости я думал, если бороться «за мир», то договориться можно. К тому же «блаженны миротворцы». Но окончательно убило эту мою наивную веру знакомство с перепиской Николая Второго и германского императора Вильгельма Второго, кузенов, между прочим. 29 июля 1914 года Николай II писал: ««Призываю тебя помочь мне в столь серьёзное время. Бесчестная война была объявлена слабой стране (Австрия - Сербии). Возмущение в России, полностью разделяемое мною, огромно... Предвижу, что очень скоро давление сломит меня, и я буду вынужден принять чрезвычайные меры, которые могут привести к войне. Чтобы избежать такого бедствия, как общеевропейская война, я прошу тебя во имя нашей старой дружбы сделать всё, что в твоих силах... Ники». А в ответ: «Ввиду нашей сердечной и нежной дружбы, которая связывает нас обоих с давних пор крепкими узами, я использую всё своё влияние, чтобы убедить австрийцев сделать всё, чтобы прийти к соглашению, которое бы тебя удовлетворило. Твой крайне искренний и преданный друг и кузен, Вилли». Вильгельм, кстати, числился одновременно русским адмиралом и шефом российского гусарского Нарвского полка.

И слова эти не были лукавством: кайзер действительно обратился к австриякам с призывом начать переговоры с Сербией, а Николай предложил вынести противоречия на Гаагскую конференцию. Но война всё-таки разразилась.

А ведь всякие стратегии замирения сторон были и перед Второй Мировой войной. Угрозы, бряцанье оружием, договоры тайные и открытые. Тоже не сработало. Дело, я думаю, не в «непреодолимых противоречиях».

Теперь, спустя годы, я вижу, что человеческими усилиями войну предотвратить нельзя. Разве что отложить. Только Богу это по силам. Война - следствие мира, плохого мира, лживого, устройством которого занимаются негодные люди, не помнящие Бога. Для того, чтобы разрушить их «дела тьмы», по-видимому, Господь и попускает войну как неизбежное зло.

Можно спорить, распался бы СССР и без преступного ельцинского заговора, но во всяком случае разделение могло совершиться совершенно иначе, цивилизованно, с уважением к народам, а не к наследию большевистской власти. Но обратите внимание, как распался Союз: путём разделения. Не чума, глад или потоп. И масса народа, пусть и оболваненная, добровольно заглотила наживку, поверив призракам сытой жизни в своей национальной квартире.

Запись в том же дневнике 1991-го: «В поезде благообразная старушка крестит чуть не матом «партократов», которых бы «всех перестрелять», которые «ставят Борису Николаичу палки в колёса», но который всё равно их всех разгонит. Дико не потому, что непривычно, такого было много, а дико было слышать это от старушки, у которой не знаешь в чём душа держится. Осенью после поездок стал смотреть ТВ и понял - вот откуда это». Мы сами выбрали это разделение, и с тех пор пожинаем последствия.

Василий Верещагин. «Апофеоз войны» (1871 г.) (надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим»)
Василий Верещагин. «Апофеоз войны» (1871 г.) (надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим»)

Разделения и всяческие раздоры, как известно, главное оружие сатаны. Вселяясь в людей и руководя их мыслями и поступками, он сеет вражду, натравливает людей друг на друга, и через это владеет миром. Ему мало только России, ему нужен всемирный хаос.

«Сколько ещё времени будет наша несчастная родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать. А всё-таки никто как Бог! Да будет воля Его святая!» - писал император Николай 15 марта 1918-го. Но Бог не может насильно примирить нас, если мы выбираем вражду, Он слишком ценит свободу человеческую.

Разделение, по-видимому, начинается в голове. Мы принимаем поправки в Конституцию о приоритете национальных законов, и отдаём страну всяким международным структурам, вроде ВОЗ. Президент говорит о тягчайшем беловежском преступлении Ельцина и выделяет огромные средства на «Ельцин-центр»... В головах некоторых власть имущих зреют мысли, что, разделив народ враждой, им легко управлять, - так они вступают в сделку с самим князем мира. Кто-то искренне верит, что можно отгородиться от «неправильных» соотечественников богатством или куар-кодами, и получить плюшки, или хотя бы жить спокойно в хате с краю. Кто-то лукаво надеется на вражде и обмане заработать. Но лукавый - лжец от начала. Он пообещает что угодно, но обманет властного, отняв у него в смуте бразды правления, он сожжёт имение хитрого и превратит в раба простеца. И он же приведёт войну, а вслед за тем придут и глад, и мор.

Игорь ИВАНОВ

Читайте больше на сайте
газеты «Вера».