Найти тему

Почему важно молиться за усопших?

Оглавление

Живые истории о жизни усопших и важности за них молиться

Свт. Феофан Затворник писал: “Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным”. Многие угодники Божии говорили, что молитва за усопшего способна его из ада вытащить. Именно наше прошение о человеке к Богу, и в этом выражение нашей любви к ближнему, позволяет Господу проявить милость к его грешной душе. А как мы понимаем, что усопшие мучаются и нуждаются в сугубой молитве? И какую помощь получают они от нашего поминовения? Об этом мы по милости Божией узнаем от тех, кому эти души являлись.

Какую пользу приносит усопшему наша молитва?

Как-то этот вопрос задала старцу Паисию Святогорцу его духовная дочь, и он ответил живым примером:

– Если бы как-нибудь ты нашла меня в подвале и сказала бы игуменье: «Жалко человека, давайте переведем его на верхний этаж, чтобы он, пока живет, видел солнце». Как думаешь, игуменья исполнила бы это?

– Конечно, исполнила бы, геронда.

– Ну вот, если игуменья сделает, то неужели Бог не подаст облегчения почившим, когда мы Его просим? Разве не переведет в темницу с лучшими условиями содержания или даже в отдельную квартиру?

«Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?”. Однако, молясь за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство», – учил старец.

Из любви к каждой душе Господь удивительно устраивает так, чтобы на земле остался о ней молитвенник. Пока до Второго пришествия окончательный Суд не совершен, у всякой души есть шанс на спасение.

Старец Паисий Святогорец
Старец Паисий Святогорец

Так, на войне у одного священника тяжелораненный попросил пить, но тот почему-то не дал воды, хотя во фляге оставалось немного, проявил несвойственное равнодушие. Когда вскоре солдат умер, священник осознал свой грех, впал в отчаяние и стал постоянно поминать его в молитвах. Наконец со своей бедой он пришел к старцу Паисию. Оказалось, будучи по натуре отзывчивым, в тот момент он сам не понял, почему так поступил. Тогда старец объяснил ему, что Бог попустил это, на время отнял благодать, потому что солдату очень нужна была его молитва. Если бы священник тогда дал раненому воды, то вскоре и забыл бы про него. А так, мучимый совестью, постоянно о нем молился.

«Хорошо сначала поминать почивших, имеющих большую нужду, затем тех, у кого нужда меньше, и под конец знакомых. Я, хотя никогда не думаю о родственниках, если вдруг из-за усталости или по отсутствию времени не помолюсь об усопших, то вижу потом во сне своих родителей. Потому что когда я молюсь вообще об усопших, то и они получают помощь и радуются, а если не молюсь, то лишаются этого утешения. Если наши ничтожные молитвы приносят бедным усопшим помощь, тогда с нас, монахов, если мы о них не молимся, нужно с живых содрать кожу и посыпать солью”, – говорил Святогорец. Усопшие уже не могут покаяться в своих грехах, и спасаются лишь молитвами живых.

Самое главное поминовение – на Божественной Литургии

В начале каждой Литургии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении упоминаемых в записках людей, а затем после Причастия погружает их в Святую Чашу. Эти частицы соприкасаются с Телом и Кровью Спасителя, и поминаемые души очищаются от грехов искупительными страданиями Христа. Вот почему так важно заказывать сорокоуст по усопшему, подавать записки на Литургии – это меняет дальнейшую судьбу его души.

Святитель Иоанн Шанхайский говорил: «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо...»

В житиях святых отцов и простых священников мы встречаем немало примеров, когда после нескольких проскомидий и сугубой молитвы положение души усопшего за гробом существенно менялось.

Так, святитель Григорий Двоеслов рассказывал, как его знакомому пресвитеру однажды явился неизвестный грешник. Этот священник любил посещать баню и как-то раз он застал там незнакомца, который принялся ему прислуживать. Так повторялось и в следующие несколько раз. Желая как-то выразить свою признательность этому доброму человеку, пресвитер принес в баню две просфоры и при встрече с благодарностью протянул их незнакомцу. Но тот не смог их принять и горько заплакал: «Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за свои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия, и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то значит, твоя молитва была услышана». Целую неделю священник слезно молился о душе этого незнакомца, каждый день принося за него бескровную жертву. И когда он в следующий раз посетил баню, то с тихой радостью обнаружил, что его покорный слуга не явился.

«Когда служится сорокоуст, великий грешник выпускается из ада», – учил старец Николай (Гурьянов).

Это понимали многие богодухновенные старцы. Блаженная старица схимонахиня Мария, духовный друг схиигумена Саввы (Остапенко) рассказала о нем такой случай. Когда упокоилась одна из сестер, схимонахиня Сергия, прозорливый старец сообщил присутствующим в храме: «Вот душа блаженной старицы схимонахини Сергии сейчас испытывает такое: перед ней — гора ледяная. Поднимается она и опять вниз скатывается, снова поднимается до половины, почти до вершины — и опять вниз... Это препятствие перед ней за грех ропота — страшный грех. Она допустила его, когда за ней ухаживали перед ее кончиной… Но ничего!» — бодро прибавляет отец. — «Вот мы сейчас все за нее помолимся, и препятствия этого перед ней не будет, душа свободно пойдет дальше. А в сороковой день Господь примет душу ее в вечный покой, на вечную радость».

-3

О загробной жизни праведной души в первые сорок дней по кончине было однажды открыто старцу Паисию. Как правило, душа человека беспокоится в эти дни, не зная наверняка, что ее ожидает после Суда. И молитвы о ней живых служат успокоением и поддержкой. Однажды преподобный повстречал у гостиницы старую женщину. Она взяла у него благословение, а он поцеловал ее руку в ответ, видя в ней благодать. Она вскоре стала монахиней и преставилась, и старец приходил приложиться к ее честным останкам. А в последующие дни с ним случилось два удивительных случая. На седьмой день по кончине монахини отец Паисий увидел ее душу. Она была как ангелочек, похожа на 12-летнюю девочку и вся светилась. “В иной жизни все будут как ангелы: не будет ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни старух, ни младенцев; все будут одного пола, одного возраста. Поэтому когда кто-то видит души, разлучающиеся с телом, видит их словно маленьких детей. Лицо имеет свои характерные черты, но они как у детей”, — говорил геронда. В другой раз душа этой новопреставленной явилась ему во сне и, сделав в знак признательности земной поклон, поблагодарила его за молитвы о ней. Отец Паисий почувствовал от этого великую радость, а когда посчитал дни, оказалось, что это случилось как раз на сороковой по кончине монахини.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Не только на литургии, но в личной молитве

Однако не только лишь церковная молитва может быть спасительна для души усопшего. Как-то старец Иосиф Исихаст рассказывал о праведном священнике отце Георгие, который крестил его в родном селе и о котором он всю жизнь молился. Это святой человек хранил девство, творил милостыню и изгонял бесов. Каждый день он служил литургию, поминая тысячи имен, а после обходил могилы и до вечера служил панихиды по усопшим. Так он хотел вытащить всех грешников из ада.

Однажды старец увидел отца Георгия во сне, и священник сказал ему: “Я, когда был жив, думал, что только литургии выводят души из ада. А теперь, когда я умер, я увидел на деле, что и молитвы, которые вы совершаете, избавляют души от вечных мук”.

С тех пор преподобный Иосиф каждого наставлял тянуть четки обо всех усопших, чтобы как можно больше душ спаслись.

“Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители”, — говорил архимандрит Кирилл (Павлов) в своих проповедях.

Будем же в духе христианской любви в грядущий Великий пост, на каждой Литургии и в личном общении с Богом с усердием поминать наших почивших сродников, близких и всех усопших. И да простит Господь им все согрешения и поселит в горних селениях, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”. Тогда по нашей кончине Он милостиво найдет молитвенников и о нас, “ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2).

-5

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ