Найти тему

Нестандартные джазовые художники

На концерте в Ижевске музыканты LRK Trio не исполнили ни одного «стандарта», но зато нарисовали удивительно живописные картины

Второй вечер в календаре IzhJazzFest’21 был полностью отдан концерту LRK Trio. Дебют на сцене Удмуртской филармонии этого кроссовер-ансамбля, играющего современную авторскую джазовую музыку, заранее можно было выводить в фестивальную «головную линию», в тот самый хэдлайн. И московские гости - пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов – в своих композициях играючи подтвердили это. На два концертных часа столица Удмуртии снова смогла почувствовать себя столичным и по-настоящему прогрессивным джазовым городом России…

Музыка постоянной первой свежести

В необходимой увертюре надо обязательно сказать, что LRK Trio не переигрывает ветхие хиты, затертые частотой обращения к ним джазменов, а готовит музыкальные предложения, импонирующие постоянной первой свежестью. В композиционном проведении мелодических линий, когда ноты выстраиваются в «правильный» – тональный – программный порядок. Когда краски настроений, эмоций и образов положены на музыкальный «холст», прежде идеально «грунтованный» ритмическим рисунком. В итоге Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов всякий раз пишут картины или эскизные наброски, прозрачные в своих метафорах, которые находят созвучие с игрой воображения и сильными эмоциональными переживаниями любителей современной высококачественной авторской музыки.

И в своем дебютном концерте в Ижевске эти московские музыканты были интересны, искренни, мелодичны, романтичны, образны, чувственны, лиричны, свободны и благородны!

Творческое обогащение от обращения к великим

В ХХ веке был длительный период, когда джазмены либо отрицали любое обращение к традиции, либо относились к этим попыткам с заметным скепсисом.

Сегодня же мелодические доминаты авторской музыки, часто ее сонатные формы или программность, присущие многим нынешним российским малым составам – не только от LRK Trio, но и от команд Дмитрия Илугдина, Андрея Кондакова, Константина Хазановича или комбо Льва Слепнера etc – подтверждают, что в своих композициях отечественные джазмены все чаще обращаются к классике.

Причем внутри этих обращений чуткие (может быть, обыкновенно фантазийные) уши могут уловить влияния музыки Рахманинова и Прокофьева, Дебюсси, Равеля, Стравинского и т.д.

– В Москве и Санкт-Петербурге очень большой выбор музыкантов, играющих в различных джазовых жанрах, и большинство из них, так или иначе, обращается к корням, – в интервью для Удмуртской филармонии Антон Ревнюк лаконично среагировал на наблюдение нашего обозревателя.

– О какой-то тенденции в обращении к классике мне судить сложно и поэтому скажу только за себя, – в разговор включился Игнат Кравцов и представил личную историю. – Периодически я, так же как Антон и Женя, обращаюсь к классической музыке, очень много черпая от великих композиторов. Когда ты начинаешь писать музыку, то невольно отождествляешь себя с композиторами и получаешь мотивы узнать: «А что было «до» твоих опытов?» Во всяком случае я, занявшись композицией, стал обращаться к музыке Рахманинова, Дебюсси и осознал, каким богатством мы обладаем. Начал отмечать мелодизм, состояния, форму этой музыки, особенности ее проработки и впечатляющий уровень композиторского мышления. Можно сказать, что это глубоко запало в меня, а затем стало оказывать влияние на мою музыку. Хотя, прежде на стадии становления и обучения ремеслу, многое из этого я игнорировал. Мне казалось, что это отнимает много времени, и только когда вплотную соприкоснулся с написанием музыки, углубился в этот процесс, то начал обращаться к классической традиции и очень быстро почувствовал собственное творческое обогащение. В музыке нашего трио от традиций джаза сохраняется только импровизационный момент, потому что мы не играем известные свинговые вещи из репертуара 30-40-х годов. Только иногда на бис дурачимся… А так мы работаем на стыках различных джазовых жанров и, конечно, обращаемся к корням – к академической музыке.

– Многие джазмены смотрят в сторону академической музыки, но на сцене в основном предпочитают идти испытанным, привычным путем, – черед вступить в беседу в формате «открытого микрофона» настал для Евгения Лебедева. – Имею в виду стандартную джазовую триаду – тема-импровизация-тема.

– Но LRK Trio нарочито избегает этих проверенных безопасных схем, и это тоже не может не импонировать! – журналист не удержался от искреннего комплимента.

– Потому что гораздо лучше, если музыкант не находится в состоянии стагнации, а продолжает процесс обучения и самосовершенствования, – отозвался еще одной короткой, но ёмкой фразой Антон Ревнюк.

– А я должен сказать, что получаю гораздо больше удовольствия, когда на сцене играю… джазовые стандарты, – Евгений Лебедев сделал довольно неожиданно признание и объяснил свой тезис. – Это происходит потому, что, играя чужую музыку, которая мне тоже нравится, легче абстрагироваться. Когда же ты играешь музыку собственного сочинения, в твоей голове начинает возникать множество предвзятостей и претензий по отношению к себе и тому, как ты хочешь это слышать. В этой ситуации ты стараешься приблизиться к какому-то идеалу, достичь его, но сделать это не получается, и идеал оказывается чем-то недостижимым для тебя. А со «стандартами» бывает намного проще – сыграл, получил удовольствие от хорошей музыки и от общения с классными музыкантами…

Тем не менее, было видно, что ничуть не меньше удовольствия от хорошей авторской музыки и от общения с классными музыкантами Женя получает именно в составе LRK Trio.

Интерес как главный критерий для резонанса

Каждый из музыкантов этого столичного трио оперирует серьезным опытом игры в разных музыкальных эстетиках – с симфоническими оркестрами, струнными квартетами, с хоровыми капеллами, рок-группами, в рок-опере, в популярной и электронной музыке.

– Сейчас мне интересней всего играть в нашем трио, и я получаю от этого удовольствие, – говорит Антон Ревнюк, отвечая на вопрос о том, какой из музыкальных жанров лучше всего резонирует в душе. – В целом же моя реакция на предложение зависит от качества музыки и от компании музыкантов, с которыми предстоит играть.

– Мне приходилось играть и экспериментальную современную академическую музыку, в частности, сочинения Арво Пярта, когда в спонтанном взаимодействии с партнерами надо было нарисовать картину и заполнить образами воздух, – своеобразную эстафету перенял Игнат Кравцов. – Уже несколько лет я работаю в инди-проекте Therr Maitz Антона Беляева, где мои функции связаны с ритмом, с groove и со статикой, где есть форма, но нет пространства для маневра, которые есть в нашем трио. Однако мне всегда нравится решать трудные музыкальные задачи, когда тебе нужно принести мысль и идею в моменте, когда твоя голова вдруг «открывается» и оттуда можно извлекать большое количество различных вариантов для решения поставленной задачи. Все это тоже придает мне новые силы, уверенность и универсальность. Поэтому я всегда стараюсь быть открытым для новых творческих опытов и продолжаю оставаться склонным к экспериментам. Главный критерий при выборе один – это должно быть мне интересно!

Полезные американские компетенции

Можно было предположить, что Евгений Лебедев разделит мнения Антона и Игната, но по самопроизвольному – экспромтному – сценарию этого интервью пианист LRK Trio получил к размышлению совершенно другой сюжет – о специфике учебы в музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music) в американском Бостоне, который он окончил еще с десяток лет назад.

– В плане обучения я могу назвать себя удачливым человеком, – с улыбкой сказал Женя. – Мне посчастливилось поучиться как в Академии музыки имени Гнесиных, так и за океаном – в Беркли. Причем в отличие от российских учебных заведений для этого колледжа был характерен абсолютно другой подход к образованию. Там студенты учатся полностью брать на себя ответственность за свое будущее и за понимание того, чего он хочет достичь. Ты сам составляешь для себя учебное расписание, выбираешь предметы и ставишь перед собой задачи, на решении которых ты хочешь сконцентрироваться в учебном процессе. При этом ты можешь учиться хоть три года, хоть пять лет, хоть десять, и только от тебя будет зависеть, когда ты намерен закончить обучение. В Америке получить хорошую интересную работу сразу после окончания колледжа или вуза зачастую бывает абсолютной утопией. К примеру, очень многие выпускники творческих учебных заведений хотят быть артистами, но по факту очень немногие из них на этом зарабатывают себе на жизнь. Исходя из сложной ситуации на рынке труда и для того чтобы стать успешными, студенты в Беркли осваивают сразу несколько профессий – не просто музыканта, но аранжировщика, композитора музыки для кино или рекламы, компетенции в компьютерной музыке или музыкальном синтезировании. И эта серьезная расширенная база практик затем дает им новые возможности и конкурентные преимущества при трудоустройстве. Любопытно и то, что многие предметы в колледже были «заточены» на то, чтобы студент в процессе обучения составлял себе портфолио. Меня поначалу раздражали подобные предметы, где надо было написать свою биографию, сделать обложку для своего записанного аудиодиска, но которого еще нет в природе. Я-то хотел больше играть на фортепиано! Но зато, когда закончил колледж, я понял, как были правы мои заокеанские преподаватели. Начав искать работу, у меня под рукой оказалось множество полезных вещей для этих поисков – готовые резюме, обложки дисков, упитанное портфолио и т.п. Все это у меня было подготовлено заранее, благодаря чему мне достаточно быстро удалось получить рабочую визу…

Джаз как школа свободы самовыражения

До выхода наших гостей на филармоническую сцену оставалось не больше четверти часа и поэтому разговор вынужденно резко спикировал на финишную прямую и в год 100-летия отечественного джаза журналист поспешил вольно и пространно процитировать одного из мэтров российской джазовой публицистики Алексея Баташева.

В одном из своих эссе Алексей Николаевич вывел джаз в «модель мира, в котором все основано на взаимодействии, где есть простор, а не товар, где человек говорит и отвечает за себя». А затем добавил еще несколько качественных колоритных характеристик – не только музыкальных, но больше социальных.

«Джаз – это музыка тех, кто привык думать и решать сам. Музыка от первого лица. Джаз – одно из самых эмоциональных искусств, способное в своих лучших образцах будить внутри нас точно такие же струны, как и другие великие искусства. Великие джазмены – не только великие личности и игроки, но великие артисты и музыканты. Покоряясь их магии, не помешает знать, что под ней – настоящее. Для того и нужны партнеры, чтобы игра была честной. В джазе не бывает шулеров. Может быть потому, что джазмены заняты «взаимоуправлением» и не манипулируют нами и нашим общественным сознанием. А еще джаз – это отображение постоянно меняющегося времени и свободная музыка свободных людей».

– А я с самого начала был свободным человеком и остаюсь таковым сейчас. Скажу честно, я не знаю, что такое несвобода! – предельно непритворно Антон Ревнюк высказал свой взгляд на тему знака равенства, который можно и нужно поставить между двумя созвучными понятиями – джаз и свобода.

– Раньше, говоря о свободе джаза, большинство критиков или людей из творческой интеллигенции, имели в виду свободу в музыкальном изъяснении джазменов, в импровизации без прямой привязки к нотам, какая бывает в академической музыке, – напомнил Игнат Кравцов. – А я думаю, что джаз – это больше история о том, когда мы говорим свободно, своими словами, с добавлением честных эмоций, а не читаем речь, загодя заготовленную на листочке бумаги. Поэтому сутью импровизационной музыки становится честная интерпретация. Джаз – это не просто музыкальный жанр, а настоящая школа свободы самовыражения!

Текст: Александр Поскребышев