Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с крохой правильно подобранную музыку - это окажет благоприятное влияние на его развитие.
О лечебном воздействии музыки знали ещё древние люди. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки с помощью электромагнитных волн заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Вплоть до полной его остановки. При помощи звука включаются механизмы высшей нервной деятельности. Музыка создаёт настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад.
При помощи длительных экспериментов американские учёные установили, что правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Шопена, Чайковского снимает стресс, нервное напряжение. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.
Так же важно отметить такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг.
Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.
В настоящее время проблема здоровья детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер. Медики и родители не в полной мере могут справиться с этой проблемой. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей на музыкальных занятиях в ДОУ. В мире музыки ребёнок гармонизует свой внутренний мир и получает заряд положительных эмоций. Нельзя недооценивать роль музыки в развитии воображения, памяти, мышления и других психических процессов, что расширяет сферу воздействия музыки на развитие психики ребёнка. Слушая музыку, дети могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные способности. Через слушание музыки на занятии идёт мощное душевное внутреннее очищение. И в этом очищении, освобождении от тяжёлых чувств и заключается психотерапевтическая суть музыкального искусства. Каковы возможности музыкального воздействия на детей, имеющих дефекты речи? По мнению учёных, занимающихся этой проблемой, В.А. Гиляровского, В.А. Гринер, Ю.А. Флоренского и др., музыка представляет собой неисчерпаемый и ничем незаменимый источник активизирующей творческой и социальной стимуляции. Каждый из элементов музыкального воздействия, какую бы форму не имел – вокальную, инструментальную, речевую, двигательную или изобразительную, вступает в специфическую связь с индивидом, страдающим нарушением речевой функции. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма:
· Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
· Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
· Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
Музыка, как форма специфического, невербального, эмоционального, этического и эстетического воздействия является эффективным способом организации процесса лечения и воспитания, а также влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь. Речь возникает не только на основе анатомических и физиологических факторов, но и на основе факторов, влияющих на высшую нервную деятельность, связанных с психической деятельностью человека и социальными условиями среды.
Пение – одно из любимых видов детской музыкальной деятельности, также является доминирующим видом, которое несёт в себе многофункциональную лечебную функцию при групповой музыкотерапии.
Во-первых, групповое и индивидуальное пение является одним из высокоэффективных лечебно-воспитательных средств, особенно в работе с детьми, имеющими речевые расстройства.
Также, пение регулирует процесс дыхания, фонации и артикуляции, помогает строить плавную и непрерывную речь, благотворно влияет на развитие голоса.
Пение - важнейший метод индивидуальной и групповой музыкотерапии. Его преимущество заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, лёгких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на групповое воздействие.
Во- вторых, пение используется для устранения психологических барьеров у детей с психическими и соматическими нарушениями. При совместном пении с помощью сопереживания устанавливается социальный контакт. Особое место в певческой деятельности нужно отвести распеванию на гласных звуках, в основе которых лежат колебательные движения звуковой волны. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, усиливая защитные силы детского организма.
Особую ценность в музыкотерапии имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизированный свободный танец под музыкальное сопровождение. В разделе музыкально-ритмических движений одной из форм двигательной активности детей являются упражнение, танец, игра, в процессе которых формируется осанка, укрепляются мышцы, правильно формируется стопа ноги. Во время музыкально-ритмических движений формируется эстетический вкус ребёнка. Танец – форма социального поведения и контакта, выработанная народными традициями, выражение творческой радости, движения. Во время танца у дошкольников зарождается чувство освобождения, в движении рождается радость, дети забывают о своих недугах. Через простые движения рук, ног, головы, плеч, всего корпуса у ребёнка активизируется сознательное владение и управление функциями своего тела.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что музыка в жизни ребёнка укрепляет общую психическую и соматическую стабильность, а значит лечит.