Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой „американской школе музыкотерапии“ (Illing H.S., Benedict I. „Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie“, in: Teirich H.R. (Hrsg.) „Musik in der Medizin“, Stuttgart, 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в „шведской школе“, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.
Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис первым в мире обнаружил, что человеческий эмбрион начинает слышать уже на 16-ой неделе – т.е. за 5 месяцев до своего появления на свет. К этому времени слуховой аппарат будущего ребенка уже сформировался (с данного момента развивающийся в утробе матери плод постоянно слышит где-то высоко над собой некий загадочный ропот, словно “глас свыше”, – речь своей матери). /Кстати, исследования этого ученого показали, что плод (и позднее – новорожденный) лучше воспринимает звуки высокой частоты (т.е. тонкий голос матери), чем низкочастотные (глуховатый голос отца)./ А. Томатис впервые в мировой науке провел систематизированные исследования влияния на психику человека (и ребенка – в частности) звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит, помимо внешних (исходящих извне материнского тела) звуков, массу всевозможных “внутренних” (фоновых) звуков, которые ему после рождения становятся недоступны: звуки работы органов дыхания матери, биение ее сердца, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух (в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные компоненты звука). Для использования своих открытий на практике А. Томатис погружал в ванну с водой защищенные водонепроницаемой пленкой динамики и микрофоны, с помощью которых в водной среде транслировались и одновременно записывались звуки работы внутренних органов женщины. Т.о. он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получившихся записях превалирующая часть спектра звуков лежала выше 8 000 Гц. Когда сделанные таким образом записи давали слушать детям с различными нарушениями развития (аутизм, дислексия, гиперактивность), то позитивные перемены в их поведении и обучении были просто ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории А. Томатиса, пробуждал в подсознании (или даже в сознании) детей чувство самой архаичной связи с матерью. /Такие звуки, по-видимому, затрагивают и пробуждают в слушателях самые древние, первозданные слои человеческой памяти – ощущение природного блаженства в период нахождения в материнской утробе, органического единства (целостности) со своей матерью./
Исследования современных ученых и врачей – последователей открытий А. Томатиса – доказали, что на 5-ом месяце плод в утробе матери не только слышит звуки, но и различает их (причем посредством не только слухового аппарата, но и всей поверхностью кожи). Он уже способен реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему уже нравиться или не нравиться. И через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы плода (при этом изменяются частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника). /Основываясь на этих бесспорных научных фактах, врачи и психологи всего мира в последнее время все чаще рекомендуют беременным женщинам слушать именно классическую музыку./
Примечание. Установлено, что при музыкальном стимулировании в головном мозге человека увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов – нервных клеток мозга. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “образование”, обычно характеризуются опережением стандартных темпов своего физического и речевого развития, а также наличием у них повышенных адаптивных способностей. /В ходе целенаправленных научных экспериментов обнаружено, что плод в чреве матери наиболее быстро успокаивается при спокойных мелодиях Моцарта и Вивальди (при проигрывании музыки Бетховена и Брамса, имеющей такой же характер, он почему-то начинает, наоборот, энергично толкаться). Видимо, на этом этапе своей жизни малыш наиболее чувствителен к малейшим нюансам всех внешних звуков (в частности, и музыки) /
Доктор Д. Логан (США) создал специальные бандажи со стереонаушниками для беременных женщин, которые надеваются на живот, чтобы плод в чреве матери мог слышать музыку. По состоянию на 2005 г. уже родились 1 200 малышей, прошедших в период своего внутриутробного развития такой музыкальный курс. У всех из них в стандартных тестах показатели умственного и физического развития в среднем в 4 раза лучше, чем у их “обычных” сверстников. /Замечено, что беременные женщины в результате таких сеансов музыкотерапии (когда звучит классическая музыка для их плода) сами излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств и т.д. То же самое происходит и с плодом./
Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского Центра восстановительного лечения, подтверждает наличие серьезного положительного влияния на беременных именно классической музыки. Под воздействием специально подобранной классической музыки плод в материнской утробе начинает развиваться гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Исследования специалистов Центра М. Лазарева показали, что гармоничная классическая музыка оказывает влияние на весь организм плода (в частности, она благотворно действует на формирование и функционирование его костной структуры, щитовидной железы, “массирует” внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей и стимулируя в них кровообращение). Особенно рекомендуется будущим мамам слушать произведения Моцарта. /Кстати, под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящей матери./
Примечание. В упомянутом московском детском Центре восстановительного лечения, возглавляемом доктором М.Л. Лазаревым, уже на протяжении нескольких лет с большим успехом музыку используют для оздоровления беременных женщин и их будущих детей. /В частности, в Центре успешно лечат у детей бронхо-легочные патологии игрой на флейте (играет сам М.Л. Лазарев) и пением (с участием самих больных). М.Л. Лазарев убежден, что секрет исцеления при этом – в самом процессе творчества, включаясь в который человек может избавиться от любой болезни./
Знаменитый отечественный психоневролог – академик В.М. Бехтерев – еще в начале ХХ в. первым в России стал изучать влияние музыки на детей. Уже в те годы было очевидно, что для детей очень полезны классическая музыка и колыбельные песни. По словам ученого, музыка не только развивает детей, но и оказывает на них общеоздоравливающее действие. В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал очень важную роль именно колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка.
В начале 90-х гг. ХХ в. российские ученые из Института педиатрии РАМН задались целью найти свое научное обоснование музыкотерапии как метода лечения. И самыми первыми их пациентами, получившими лечение музыкой, стали новорожденные дети из отделения недоношенных. Как показал цитохимический анализ, после первого же сеанса музыкотерапии активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась (у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена). Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда была налицо классическая реакция адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Исследователи включали младенцам просто метроном, тикавший в ритме медленной, спокойной музыки (думали, что они реагируют только на ритм звучащей музыки). Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. /Это – еще одно доказательство пагубного влияния на младенцев (а может, и на людей всех возрастов) поп- и рок-музыки с ярко выраженным пульсирующим ритмом./
В одной из клиник штата Теннесси (США) новорожденные слушают аудиозаписи с музыкой, исполненной на арфе (это и колыбельные, и мелодии из мультфильмов Уолта Диснея, и произведения классической музыки). В результате таких сеансов младенцы становятся спокойнее, лучше спят, охотнее едят и быстрее выздоравливают.
ВНИМАНИЕ!!!
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (будьте внимательны и осторожны!)
• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов./
• Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А “живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.
• Для новорожденных не столь важно, на каком языке поют, поскольку они в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции. /По наблюдениям ученых и медиков, новорожденные (впрочем, как и дети более старших возрастов), прекрасно слушают гармоничное пение и на иностранных языках./
• Для младенцев с синдромом угнетения (когда они плохо сосут, иногда даже неритмично дышат) полезны классические произведения в темпе allegro и allegro moderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и нек.др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.
• Учеными доказано, что новорожденные легко узнают, активнее реагируют и вообще предпочитают именно ту музыку, которую они слышали в период своего пребывания в утробе матери.
____________________________________
ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму. /Постарайтесь как минимум до достижения Вашим ребенком 12-летнего возраста ОГРАДИТЬ его от использования НАУШНИКОВ!/
____________________________________
ВНИМАНИЕ!
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ДЕТЕЙ
(официальная информация от НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических
технологий (г. Москва), возглавляемого С.В. Шушарджаном):
• младенцам с предрасположенностью к судорогам;
• детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма;
• детям, больным отитом;
• детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
В любом случае ДО НАЧАЛА каких-либо "музыкотерапевтических мероприятий" ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С УЧАСТКОВЫМ ТЕРАПЕВТОМ и, при необходимости, с другими ВРАЧАМИ-СПЕЦИАЛИСТАМИ Вашей поликлиники!
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЕАНСОВ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
На официальном сайте НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических технологий, возглавляемого ведущим музыкотерапевтом Российской Федерации С.В. Шушарджаном, по данной теме содержится следующая информация:
«Наиболее частыми показаниями к музыкальной терапии являются:
• функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница;
• некоторые психические заболевания: дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и др.;
• заболевания сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония, ишемическая болезнь сердца и др.;
• заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, спастические колиты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки и др.;
• заболевания органов дыхания: бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.;
• заболевания мочеполовой системы и сексопатологии, включая импотенцию и фригидность;
• болевые синдромы;
• синдром Альцгеймера;
• аутизм, отставание в развитии, заикание;
• функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов;
• снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма.
При наличии показаний музыкальная терапия назначается без ограничений возраста и пола.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМИ являются:
• острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией;
• состояние после лапаротомий и иных полостных оперативных вмешательств (для активных методов музыкальной терапии);
• аневризмы, особенно головной и грудной локализации (для вокалотерапии [ВТ]);
• общее тяжелое клиническое состояние;
• низкая музыкальность (кроме музыкорефлексотерапии).
ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМИ являются:
• грыжи (передней брюшной стенки, диафрагмальные и пр.) – [для вокалотерапии – лечения пением];
• неадекватность психических реакций.
В зависимости от диагноза и общего состояния пациента методы музыкальной терапии могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения, – например, с лекарственной терапией, ваннами, массажем, рефлексотерапией и т.д.»
НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЫВОДЫ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
(по Д. Кемпбеллу)
Американский ученый Дон Кемпбелл – один из общепризнанных авторитетов в области мировой музыкотерапии как науки – в своей знаменитой книге “Эффект Моцарта” приводит следующие обобщенные данные о специфике воздействия музыки на человеческий организм:
« – музыка влияет на дыхание;
– музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
– музыка может замедлить и уравновесить электромагнитные волны активности головного мозга;
– музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
– музыка влияет на температуру тела;
– музыка может повысить уровень эндорфина;
– музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
– музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;
– музыка изменяет наше восприятие пространства;
– музыка изменяет наше восприятие времени;
– музыка может улучшить память и обучаемость;
– музыка повышает производительность труда;
– музыка способствует повышению романтизма и сексуальности;
– музыка стимулирует пищеварение;
– музыка повышает упорство;
– музыка улучшает подсознательное восприятие символики;
– музыка помогает вырабатывать чувство безопасности ».
РЯД ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕАНСОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ
(от специалистов)
1. Самое главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной. В противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.
2. Аудиозапись музыки должна быть качественной, без посторонних помех и шумов (лучший вариант – профессиональная стереофоническая запись на цифровом носителе).
3. При прослушивании музыки рекомендуется представлять, что она звучит только для Вас! В этом – один из секретов успеха (и здесь высококачественные стереонаушники – оптимальный вариант).
4. Сеансы звукотерапии следует “принимать” не раньше чем через 2-3 часа после плотного приема пищи. /В любом случае – не позднее, чем за 4-5 часов до ночного сна./
5. По мнению абсолютного большинства музыкотерапевтов всего мира музыкотерапевтические сеансы лучше воспринимать через высококачественные стереонаушники и непременно с закрытыми глазами (“выключение” зрительного анализатора значительно усиливает, обостряет слуховое восприятие).
Примечание к пункту 4. Музыкотерапевтический сеанс, проведенный даже за 2-3 часа до отхода пациента к ночному сну, может не позволить ему быстро уснуть (т.е. привычный ритм наступления сна может нарушиться). Дело в том, что грамотно проводимый сеанс (особенно при использовании стереонаушников) оказывает серьезное стимулирующее влияние на биоэлектрическую активность головного мозга, и для ее “успокоения” необходимы, как минимум, 3-4 часа.