Забота о человеческом здоровье, тем более
здоровье ребенка – это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский.
Здоровье детей - тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов. Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию названы, плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды.
Музыкальные занятия для детей, как средство здоровьесберегающих технологий имеет уникальные возможности.
Можно считать твердо установленными следующие факты:
· Музыка оказывает заметное воздействие на дошкольников.
· Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
· Музыка повышает и понижает мышечный тонус.
· Восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует появление эмоций.
· Музыкальные занятия с дошкольниками стимулируют процессы восприятия и памяти, активизируют творческое мышление.
Каждый музыкальный руководитель может изменять при помощи музыки настроение и мироощущение своих воспитанников.
Подбирая репертуар на музыкальных занятиях можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.
Музыкальные занятия очень любимы у дошкольников. На занятии много разделов, которые связано с общим развитием ребенка и формирование его личностных качеств.
Пение – один из любимых детьми видов деятельности.
В процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния организма, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание, кровообращение, тонизируется центральная нервная система, активнее идут восстановительные процессы.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия напряжения и для самовыражения. Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Оно является профилактикой для детей против заболеваний. Такой способ дыхания максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам, что благотворно влияет на здоровье детей.
На музыкальных занятиях полезно использовать различные дыхательные упражнения, например:
· Глубокий вдох и медленный выдох.
· Глубокий вдох и резкий выдох.
· Резкий вдох и резкий выдох.
· Резкий вдох и долгий выдох.
Такие упражнения, как
1. «Мыльные пузырики»
2. «Кораблик»
3. «Одуванчик»
4. «Насос» и т.д.
Дыхательные упражнения – это активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.
Необходимо создавать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья воспитанников, развивать интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедряя эти технологии в образовательный процесс, закреплять навыки и умения дошкольников с целью улучшения их психики и их комфортного состояния в образовательном процессе.
На занятиях следует применять следующие здоровьесберегающие технологии:
· Вокалотерапию (пение)
· Ритмотерапию (ритмопластку)
· Музыкотерапию (слушание)
· Арттерапию.(муз.инсценирование и спектакли)
Дети очень уязвимы с психологической точки зрения.
Оздоровительная польза пения очень велика.
Во время пения дыхание налаживается, улучшается вентиляция организма, что позволяет избежать приступов бронхиальной астмы.
Правильное дыхание – не единственная цель на занятиях. Использую дыхательные и голосовые упражнения, которые решают еще и оздоровительно – коррекционные задачи.
Это могут быть:
· Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
· Упражнения оздоровительного физвокалиста А.И. Попова
Это упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья, основанные на пропевании определенных звуков или звуковых сочетаниях.
Гласные звуки
А - снимают любые спазмы, лечат сердце.
Э – улучшают работу головного мозга.
И – лечит глаза, стимулируют сердечнуюдеятельность.
У – улучшает дыхание.
Звукосочетание
ОМ – снижает кровяное давление.
УХ, ОХ, АХ – стимулирует выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Согласные
В,Н,М – улучшают работу головного мозга.
Ч – улучшает дыхание.
М – лечит сердечное заболевание.
Ритмотерапия
На своих занятиях я использую приемы ритмотерапии, посредствам включения в ход занятие различные музыкально-ритмические упражнения, которые очень помогают снять приступы бронхиальной астмы.
Переключение внимания детей на другой вид деятельности способствует эмоциональной разрядке детей, что позволяет снять нервное и психомышечное напряжение.
В.А. Гиляровский писал, что ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение.
Она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизированию коры головного мозга.
Музыкальные занятия снимают нервно-психические перегрузки, восстанавливают эмоционально- энергетический тонус, что благотворно влияет на дошкольников.
Поэтому очень важно на занятиях создавать благоприятный эмоционально-психологический климат. Здесь следует отметить огромную роль улыбки на занятиях, улыбки и педагога и детей.
Т.О. можно сделать следующие выводы:
· Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане профилактики и реабилитации дошкольников с аллергопатологией
· Музыкальные занятия способствуют формированию здорового образа жизни.
Рекомендации родителям.
Работа, которая ведется мною на музыкальных занятиях, должна закрепляться в домашних условиях. Поэтому одной из составляющих моей работы является просвещения родителей.
Для этого можно использовать различные формы работы:
1. Письменные и устные консультации.
2. Статьи об охране детского голоса.
3. Папки – передвижки с различной информацией.
4. Перечень различных дыхательных упражнений, которые родители могут выполнять вместе с детьми.
Рекомендации педагогам.
В том же направлении проводится работа с педагогами. Чаще использовать дыхательные упражнения во время физкультурных минуток. Во время занятий использовать музыкальные паузы.