Найти тему
Народная Газета

МЕНЬШЕ УПРАВЛЕНЦЕВ, БОЛЬШЕ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Что стоит за ожидаемой реформой больниц в регионе?

Информация о том, что в Ульяновской области планируют объединять больницы в межрайонные медицинские центры, вызвала бурю эмоций в социальных сетях. Люди беспокоятся, что медицинская помощь станет менее доступной и что на них пытаются сэкономить. О том, что происходит на самом деле, - в материале «Народной газеты».

Пока речь идет об объединении 15 учреждений. В пилотном режиме начать объединять планируют уже в этом году с первых трех больниц. Для чего это нужно?

В качестве примера возьмем Новоульяновскую городскую больницу - именно ее планируют объединить уже в этом году с Тереньгульской и Сенгилеевскими больницами. Итак, в Новоульяновской трудятся 304 сотрудника - из них врачей только 32 человека. Среднего медперсонала 148 человек, младшего - 44 человека. Всего медицинских работников - 224 человека. А кто остальные 80? Юрисконсульты, которые проводят закупки, кадровики, бухгалтеры, менеджмент и иной персонал, который не задействован собственно в лечении пациентов, но нужен для поддержания существования юридического лица.

Аппарат управления

В научной литературе эта совокупность называется «аппарат управления». Он есть в каждой организации. Далее, самое важное: фонд оплаты труда - общий и на этот аппарат управления, и на собственно медицинских работников. Количество денег ограничено. Что делать?

Сократить численность врачей не выйдет - пострадают пациенты, к тому же есть нормативы. Сократить численность аппарата управления - тоже плохая идея. От аппарата управления зависит своевременность выплаты зарплат и оплаты счетов организации, ведение личных дел, проведение закупок. Проведение закупок медикаментов, к примеру, - это сложная процедура, ошибки в ходе которой могут быть чреваты как минимум многомесячными задержками в поставках, долгами из-за нерациональных закупок, как максимум - тем, что кто-то из пациентов погибнет, не дождавшись необходимого.

По информации губернатора Алексея Русских, на начало 2021 года размер кредиторской задолженности в медучреждениях региона составлял 1,4 млрд рублей. За 2021 год долговую нагрузку удалось снизить на 422 млн рублей, и миллиард - это очень много.

До недавнего времени решения проблемы не было, но его подсказала пандемия и всеобщая цифровизация: можно сделать один квалифицированный аппарат управления сразу на несколько больниц. Технологии уже позволяют. Объединяем три больницы - и у нас соотношение медицинских работников к руководителям, юристам и бухгалтерам превращается из 224 и к 80 в 672 к 80; сэкономленные средства можно направить на зарплаты именно медикам, на открытие новых ставок узких специалистов, на оборудование....

Ключевой вопрос: справится ли один, к примеру, бухгалтер, с работой на три организации, а не на одну? Справится - вот поэтому мы и заговорили о цифровизации и удаленке: создание одних общих цифровых баз данных межрайонного медицинского центра, доступных онлайн, позволит юристам проводить закупки на всех, а бухгалтерам - начислять всем зарплаты.

Узкие специалисты

Но дело не только и не столько в экономии на аппарате управления, а прежде всего в доступности квалифицированной медпомощи в лице узких специалистов. Возьмем, к примеру, эндокринлогов: штатные нормативы должностей врачей-эндокринологов были рассчитаны на взрослое население России (18 лет и старше) из расчета 1 врач на 20 000 городского населения и 1 врач на 15 000 сельского населения. В Павловском районе живут 13 000 человек - эндокринолог не положен. В Старокулаткинском 11 000 - не положен.

Уролог положен на 20 000, невролог - на 20 000, кардиолог - на 20 000, аллерголог - на 100 000 (!) человек согласно приказу Минздрава России от 3 декабря 2019 г. № 984Н.

Короче говоря, численность населения, обслуживаемого частью поликлиник в районах, недотягивает до необходимой для ставки узкого специалиста.

А если их объединить в одно юридическое лицо - межрайонный медицинский центр - численность обслуживаемого населения станет дотягивать до необходимой! В межрегиональном центре на три района будет и свой штатный уролог, и невролог, и кардиолог! Вести прием он, вероятно, будет по одному дню в неделю в каждой из бывших районных, но это громадный прорыв, потому как без этого таких узких специалистов не будет в районе вообще.

Критика «оптимизации»

Иными словами, объединение поликлиник - вещь абсолютно целесообразная, и в выигрыше будут прежде всего пациенты. А кто будет в проигрыше?

В проигрыше, ожидаемо, будет тот самый аппарат управления - не сами врачи, а те, кто ими руководит в каждой конкретной поликлинике. Их противодействие реформе вполне ожидаемо.

С другой стороны, и население боится, что оптимизация приведет не к увеличению доступности медпомощи, а к тому, что их родная больница превратится в филиал с крайне ограниченным функционалом. Сомнения простых жителей спешим развеять: нормативы на врачей широкого профиля (к примеру, терапевт - один на 1 700 жителей) рассчитываются не исходя из количества «юридических лиц», сокращать их не просто не будут, а это и невозможно, а вот помощь узких специалистов станет намного доступнее.

Анна ДВОРКИНА