Произведение Вальтера Скотта стало бестселлером начала 19-го века. Образ Средневековья в романе до сих пор считается эталонным.
Между романтизмом и историей
Художественный труд прославленного шотландского прозаика Вальтера Скотта обрёл огромную славу и оказал большое влияние на восприятие современниками истории Средних веков. Эта книга являлась чуть ли не самой читаемой в мире вплоть до начала 20-го столетия. Во многом такой ошеломительный успех «Айвенго» бросил тень на исторические изыскания учёных и значимые документы эпохи. Обыватель стоял на распутье, пытаясь отыскать «настоящее» Средневековье в трудах историков, в источниках, а также на страницах литературы эпохи романтизма.
В декабре 1819 года 48-летний Вальтер Скотт опубликовал свой роман «Айвенго». К тому моменту он уже был известным автором как в родной Шотландии, так и в землях англосаксов. К 1813 году ему был предложен титул поэта-лауреата Соединённого Королевства, от которого Скотт отказался в силу определённых обстоятельств: наличие такого высокого звания предполагало официальную должность и переезд в Лондон.
Новое произведение было тепло принято публикой, и писатель с головой погрузился в работу над романами. Скотт постепенно углублялся в историю и явил миру произведение, действие которого разворачивалось в английском королевстве конца 12-го века. Король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из крестового похода, попал в плен к герцогу Леопольду V Австрийскому. Позже он задержался в Германии, а его брат, будущий Иоанн Безземельный, расположил к себе нормандских баронов, дабы с их помощью захватить трон, обозлив тем самым саксонскую знать, которая хранила верность королю-крестоносцу. Английское высшее общество разделилось.
Скотт добавил ряд драматических сюжетов, которые подчёркивали раскол внутри страны даже на бытовом уровне: конфликт свободолюбивого рыцаря и его властного отца, запретная любовь тамплиера и молодой еврейки. Усилили драматизм осада замка, турниры, колдовство, божий суд и личность «чёрного рыцаря».
Почётные титулы, слава и деньги буквально посыпались на автора: университеты Кембриджа и Оксфорда даровали Скотту степень почётного доктора, король Георг IV пожаловал ему титул баронета, представители интеллектуальных кругов приглашали его на мероприятия.
Увлечение Скотта Средневековьем началось со знакомства с литературными текстами на старофранцузском и среднеанглийском языках 13−14 столетий. Именно так он познакомился с рыцарями Круглого стола и историей о Тристане и Изольде. В его поместье Эбботсфорд была собрана приличная библиотека. Увлечение переводами, геральдикой, а также переписка с выдающимися историками Соединённого Королевства сделали своё дело. В 1813 году Скотт представил в Британской энциклопедии статью о рыцарстве. Его работа была высоко оценена издателем: автор собрал внушительный материал по теме и смог его применить, раскрыв отдельные аспекты жизни этого средневекового сословия. В целом, «Айвенго» был основан на долгой и кропотливой работе Вальтера Скотта как историка и учёного-интеллектуала.
«Айвенго» смог перевернуть представления о романтической традиции, которая была сильно связана с историей Средних веков. Труд Вальтера Скотта повлиял на изобразительное искусство и литературу.
Историческая критика
Историческая наука также не осталась в стороне: корифей французской школы истории Огюстен Тьерри одним из первых обратил внимание на «Айвенго» и вынес на обсуждение сюжет о противоречиях внутри Англии между англосаксонской и нормандской знатью. Одна из его главных работ — «История завоевания Англии норманнами с изложением его причин и последствий для Англии, Шотландии, Ирландии и континентальной Европы от древности до современности» — была написана под впечатлением от «Айвенго».
Во второй половине 19-го столетия университетские историки более скептично смотрели на роман Вальтера Скотта. По их мнению, он изобиловал фактическими ошибками и погрешностями: печатная книга, монах-францисканец, письмо на бумаге. К тому же многих исследователей смущала «трубадурская» атмосфера в начале романа.
К концу 19-го века романтическое Средневековье «Айвенго» отходит на задний план. Теперь произведение Вальтера Скотта расценивается как «романтическая сказка для мальчиков».
В следующем столетии историки литературы будут негативно смотреть на классическое произведение шотландского автора, а публика продолжит вдохновляться образами и атмосферой «Айвенго».