Противотанковые ежи - один из символов борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и, пожалуй, один из главных символов обороны Москвы. Да, зачастую именно противотанковые ежи были единственным (ну, кроме "коктейлей Молотова" и противотанковых гранат) средством борьбы с техникой противника, прущей на столицу Советского Союза. В сознании масс противотанковые ежы - придумка всего советского народа, но на самом деле это далеко не так, ибо у противотанковых ежей есть конкретный автор - военный инженер генерал-майор Михаил Львович Гориккер.
Именно Гориккер придумал конструкцию противотанковых ежей. Как обычно, все гениальное - просто, вот и его ежи были относительно просты и дешевы в производстве и, что немаловажно, монтаж/демонтаж их занимал довольно мало времени (максимум пару часов). При всей своей простоте правильное использование ежей способно было если и не полностью остановить, то существенно затруднить продвижение вражеской техники, что в тяжелейшей битве за Москву было критически важным для РККА.
Как я сказал выше, гениальность противотанковых ежей Гориккера была в простоте (а значит и в дешевизне) конструкции. Такой еж представлял собой просто куски металлического профиля (например, рельсы) длиной около 80 см, присоединенные друг к другу таким образом, чтобы образовать некое подобие звездочки, ну, или буквы "Ж". Ощетинившаяся во все стороны металлическая конструкция оказывалась непреодолимой для многих видов вражеской техники. Стоит отметить, что по расчетам самого Гориккера соединять металлические части между собой следовало с помощью клепки, но по факту зачастую это делалось более простым, дешевым и быстрым способом - с помощью сварки. Ежи, созданные с помощью сварки серьезно уступали в жесткости и прочности ежам, созданным с помощью клепки, но в войну особо выбирать не приходилось, и все делали так, как позволяли обстоятельства. Сделанные по расчетам инженера ежи могли выдерживать наезд танка весом до 60 тонн, но сварные, конечно, сильно уступали этому значению.
Самой главной задачей противотанкового ежа было не полностью застопорить ход вражеской машины, а заставить встать ее на дыбы, обнажив одно из самых уязвимых мест практически всей бронетехники - днище. После наезда немецкого танка на еж машина как бы поднималась, обнажая свой днище, и тут уже дело было непосредственно за советской пехотой, за истребителями танков с ПТРД или гранатами.
В общем, средство было простое и эффективное, и, например, в битве за Москву силы РККА расставили примерно 37,5 тысяч таких ежей. Но то был начальный этап войны, а дальше немцы научились все лучше и лучше противодействовать ежам Гориккера. Например, чтобы проделать бреши в рядах противотанковых ежей, они проводили массированную артподготовку. Поскольку конструкция Гориккера была относительно легкой и никак не крепилась к земле, то от разрывов снарядов все разлеталось в разные стороны. После артподготовки шли немецкие танки, которым противотанковые ежи более не мешали. А бывало и так, что к советским ежам подъезжали немецкие буксиры, цепляли конструкцию с помощью крюков, и просто оттаскивали в сторону. Впрочем, и советские солдаты начали хитрить. Например, они стали соединять противотанковые ежи цепями или тросами. Таким образом просто оттащить их буксирами уже не получалось, да и у артиллерийских ударов эффективность существенно снизилась.
Обязательно стоит упомянуть, что противотанковые ежи Гориккера по достоинству оценили и сами немцы, были у них и свои собственные конструкции, были и захваченные у РККА, и они использовали это и против советских частей. Да и на западном направлении такое тоже бывало. Например, при высадке в Нормандии союзникам пришлось столкнуться с целыми рядами этих самых противотанковых ежей. И все же с немецкой стороны такая конструкция использовалась гораздо реже, ибо трофеев много не насобираешь, а самостоятельно производить такое в больших количествах с определенного периода немцы уже не могли - были и более важные задачи для их промышленности.
Так почему же создание противотанковых ежей считались народным достоянием, а о реальном авторе ничего не было известно? Связано это было с тем, что Министерство обороны засекретило все данные о производстве таких конструкций. Лишь через 50 лет после войны стало известно о том, что придумал все это именно Михаил Львович Гориккер.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.