Почему благоустроенные территории в Нижнем Новгороде не успевают порой продержаться до весны, а то и до первых заморозков?
Почему даже на центральной улице города совсем недавно уложенный природный камень при уборке снега расшатывается, а затем его края оббиваются ножом бульдозера?
Почему в открытом накануне Нового года парке «Швейцария» поручни на лестницах уже во многих местах проржавели?
Я вижу несколько факторов.
Во-первых, мастерство приходит с опытом. Наши организации, занимающиеся благоустройством, не привыкли выдавать красивый и долговечный результат – они никогда этого не делали. Они работают по принципу: «сейчас уложим плитку, и на следующий год тоже есть работа – будем ее ремонтировать». Почва то замерзнет, то оттает, а потом просядет под колесами машин, которые ездят по пешеходной зоне – вот и конец благоустройству.
Во-вторых, плитка и брусчатка требуют особой техники для уборки снега зимой, особенно когда появляется лед. У нас такой техники нет, мы все делаем той техникой, которая справится везде, но которую плитка выдержать не в состоянии.
Поэтому нужно решать вопрос системно: закупать специальную технику, создавать специализированные организации для такой уборки – это должны быть небольшие частные компании, которые будут сами закупать необходимую для очистки тротуаров и дворов технику. Большие коммунальные машины гробят все благоустройство.
Еще один момент. Материалы при благоустройстве используются самые дешевые, а, значит, далеко не самые качественные – конкурс выигрывает тот, кто предложит меньшую сумму. Скупой платит дважды, это известно.
Конечно, на четыре миллиарда рублей в парке «Швейцария» было сделано очень многое, и очень многое хорошо. Но конкретно с металлическими поручнями, очевидно, было принято не лучшее решение. Обязательно приходится на чем-то экономить.
Я знаю, что есть краски, которые могут красить железо прямо по ржавчине без всякой подготовки. Они импортные и дорогие – небольшая банка стоит тысячу рублей. Эта краска будет держаться – конечно, не вечно, но – пять-десять лет. Через пять-десять лет надо будет повторить окраску. Я у себя на даче покрасил столбы забора такой краской – и они простояли уже десять лет.
А если покрасили обычной краской – весной придется заново красить. Это естественно.
Поэтому мы должны включать в условия конкурса качество и долговечность благоустройства, а не только стоимость. Ведь со строительством дорог этот вопрос уже решен – если асфальт сошел вместе со снегом, подрядчик проводит ремонт за свой счет. И у нас стали появляться дороги другого качества.
Так и с благоустройством. Нужно выставить условие: если весной будет ржавчина – вы перекрашиваете за свой счет. И любой подрядчик сосчитает: выгодней купить дорогую качественную краску и забыть про этот забор на пять-десять лет. А пока этого нет.
И я не удивлюсь, если весной на ремонт всех этих «шороховатостей» будут выделяться новые деньги – но уже из городского и регионального бюджетов, а не из федерального. Приводить в божеский вид все равно придется.
Надо сказать и еще об одной проблеме.
Даже там, где благоустройство проведено качественно, к силам природы и коммунальщиков, которые в этом случае не могут сильно повредить, добавляются вандалы.
Взять хотя бы недавний пример с ледяным городком на Ярмарке. Зачем потребовалось ломать эти ледяные стены? Если человек не уважает чужой труд, он не уважает и собственный. И когда эти люди вырастают и становятся работниками строительных и коммунальных организаций, они и делают все абы как. Внешне все нормально, а насколько утрамбована песчаная подушка, на которую уложена брусчатка, уже не важно.
Необходимо добиться, чтобы подрядчик четко осознавал свою материальную заинтересованность в качественном исполнении заказа. Любой ремонт в пятилетний гарантийный период – за его счет. Но, возможно, стоит подумать и о премии за качество – ведь если за эти пять лет ничего не сломается, значит, простоит и еще год-другой, а это экономия бюджетных средств.
Нижегородская область к 800-летию, а теперь и в рамках бюджетного инфраструктурного кредита получает огромные средства, за расходованием которых установлен пристальный контроль. С этой точки зрения говорить о возможности воровства этих денег нет никаких оснований. Другой вопрос, что подрядчики где-то сэкономили, где-то, по традиции, схалтурили, использовали не совсем качественный материал.
Очень многое зависит от техники. Я часто смотрю в Youtubeролики о том, какая техника используется в Китае – дорожная, мостостроительная, путепроводная и так далее – это же уму непостижимо. А отсюда и качество. С этого нам и надо начинать – с современной техники, которая обеспечит и качественное благоустройство, и качественную эксплуатацию благоустроенных территорий.
Александр Суханов, политолог