Найти в Дзене

Первый советский самолёт ДРЛО - Ту-126

Приветствую всех на своём канале!

Сегодня в России если очень повезёт, иногда можно увидеть самолёты ДРЛО (самолет дальнего радиолокационного обзора). Парк их состоит из самолётов А-50 на базе Ил-76. Но когда же появился первый отечественный самолёт ДРЛО и каким он был?

Самолёт А-50
Самолёт А-50

Необходимость в подобной машине появилась в середине 50-х годов прошлого века, тогда угроза нападения на СССР стала реальностью. Из-за большой протяжённости границы строительство систем ПВО с комплексами радиоэлектронной разведки, было очень дорого. На основании этого было решено создать самолет с системой ДРЛО который мог бы предупреждать о приближении самолетов противника.

Самолёт ДРЛО Ту-126
Самолёт ДРЛО Ту-126

Работы над проектом начались в 1958 году. В качестве самолёта несущего системы дальнего обнаружения, предлагался бомбардировщик Ту-95. Однако из-за большого размера комплекса "Лиана" он был отвергнут. Было решено, что для самолёта ДРЛО лучше подойдет пассажирский Ту-114. В нём было достаточно места и для оборудования и для экипажа операторов, которые работали в отдельных отсеках. Кроме того, самолет имел достаточные дальность полёта и скорость. За доработку своего самолёта взялось конструкторское бюро Туполева.

Самолёт ДРЛО Ту-126 в сопровождении самолёта НАТО
Самолёт ДРЛО Ту-126 в сопровождении самолёта НАТО

23 января 1962 года первый опытный самолёт поднялся в небо.

Новый самолёт получил название Ту-126. Внутри он был разделён на шесть отсеков. В первом находилась бортовая ЭВМ, места операторов и часть блоков системы "Лиана". Второй отсек был пустым, в него планировалось размещения новой аппаратуры. В третьем расположился пост стрелка дистанционной кормовой установки (самолёт был вооружён двумя пушками АМ-23). В четвертом отсеке находились места для отдыха. В пятом основные блоки станции "Лиана". В шестом блоки радиотехнической системы "Кристалл". Над пятым отсеком на фюзеляже установили пилон с вращающимся обтекателем антенны РЛС. Под самолётом находилась система охлаждения станции "Лиана".

Самолёт ДРЛО Ту-126
Самолёт ДРЛО Ту-126

Ту-126 имел возможность обнаружения не только воздушных целей, но и морских. Так бомбардировщик засекался на расстоянии 350 километров, а крейсер 400 километров. При обнаружения противника, с самолета посылался шифрованный сигнал наземным или морским системам ПВО, находящимся на удалении до двух тысяч километров.

Самолёт ДРЛО Ту-126
Самолёт ДРЛО Ту-126

30 апреля 1965 года самолёт ДРЛО Ту-126 был принят на вооружение. Система "Лиана" за время эксплуатации постоянно модернизировалась. Самолёты НАТО регулярно меняли тактику своих полетов, с целью обмана средств советских ПВО. Ту-126 находился на службе до 1984 года, после чего был снят с вооружения. За это время самолёт не потерпел ни одной катастрофы и показал себя надежной машиной.

Самолёт ДРЛО Ту-126
Самолёт ДРЛО Ту-126

На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!