Найти тему
Маша обо всем

Беженцы из Донецка. Рассказ очевидца

Ко мне в дверь постучалась соседка. Она дико смущалась, краснела и заикаясь попросила присмотреть за ее детьми. У нее девочка десяти лет и мальчишка – четыре года. Ей нужно было съездить, оформить документы, для получения статуса беженца. С детьми я не очень лажу, да и просто не знаю, что с ними делать. Я работала в тот день дома, машина стояла под окнами, поэтому я предложила ее отвезти в нужную ей контору. Соседка еще больше засмущалась, поблагодарила, но сказала, что детей все равно не с кем оставить. Я хотела предложить отвезти вместе с детьми. Пока она оформляет все, что нужно, мы с детьми посидим в машине, но тут сообразила, что детских кресел у меня нет. В результате дети остались у меня, а я вызвала соседке такси, хоть она порывалась ехать на маршрутке, ведь чем быстрее она вернется, тем быстрее заберет своих детей. 

Этот рассказ нужно было начинать сначала. Мой сосед через стену очень приличный мужик. Всегда в костюме, надушенный, чистый. Я никогда в жизни не видела его пьяным или чтобы он приводил в свою квартиру толпу друзей, никогда от него не было шума. Я не знаю, где он работает, но раньше у нас были одинаковые графики. Мы с утра одновременно выходили на работу, возвращались в одно и то же время. Даже наши автомобили на парковке до сих пор стоят рядом. Я даже пошумнее его бываю – это я выхожу с собакой лишние два раза в день (стены тонкие, кто заходит или выходит, слышно прекрасно), у меня два раза в год толпой собираются друзья и мы сидим до самого утра. Сосед никогда не жаловался и не делал мне замечаний. 

Где-то после нового года я заметила, что давно не слышу своего соседа и машины его нет. Неделю нет, другую. Ну, уехал человек в командировку или в отпуск, бывает. Он же не обязана отчитываться перед соседями куда поехал и зачем. Вернулся оне один, привез женщину с двумя детьми. Честно, я ожидала детских воплей за стеной и предвкушала бессонные ночи, но никакие мои опасения не оправдались совершенно. Их было не видно и не слышно. Если я дома была днем, то слышала, как они с детьми выходят на прогулку. «Ну, - подумала я, - мужику надоело быть одному, вот и бабу себе нашел приличную. Правда, привел в однокомнатную квартиру, но это его дело». 

Я человек не очень внимательный и часто не замечаю изменений. Как-то возвращалась с прогулки с собакой, вышла из лифта на своем этаже и даже не поняла, что не так. Присмотрелась, обалдела. А что это так чисто? У нас, конечно, моют лестничные площадки, но не до такой же степени. Стены, двери, ручки – чистота, аж схватиться грязными после улицы руками стыдно. Потом на нашей лестничной площадке пропали все надписи, сделанные подростками. Потом наш вонючий мусоропровод у нас перестал быть вонючим и стал ЧИСТЫМ. Я такого еще не видела. Я самолично сбегала в магазин за конфетами с банкой хорошего кофе и стала поджидать того, кто все это натворил. 

Долго ждать не пришлось. Уже на следующий день, я знала виновника. Оказывается, что это моя новая соседка. Она зачем-то вознамерилась помыть мою входную дверь снаружи. Не то, чтобы она была какая-то грязная, но надо признать, мылась она давно. Мне стало неловко и слегка стыдно. Тряпку я у соседки отобрала, кофе и конфеты вручила. За что она меня утащила к себе в квартиру чай пить. 

Оказывается, что она с детьми приехали с Донецка. Я вообще ничерта не слежу за ситуацией с Украиной и понятия не имею, что там происходит. Рассказ очевидца послушать было интересно. Я предполагала, что ситуация там не слишком спокойная и некоторые вещи могут быть неприятными, поэтому задавала вопросы очень осторожно. За час с небольшим, пока спали ее дети, она немного рассказала, как они всей семьей прятались в 2014 году в подвале, как обстреливали их дома, как ее муж заколачивал досками окна в доме. Рассказывала она, без особых подробностей, но мне было жутко. Даже в теории. Наконец разговор зашел о том, как она с детьми переехала сюда. 

https://www.google.com/amp/s/m.lenta.ru/news/2021/03/11/obstril/amp/
https://www.google.com/amp/s/m.lenta.ru/news/2021/03/11/obstril/amp/

Новый год они не праздновали – в доме не было света. Старшая девочка в школу не ходила с мая – в школе разместился украинский военный штаб, да и общественный транспорт уже не ходит давно. Даже наулицу выходили с опаской. Ходят украинские военные с автоматами, пару раз мимо дома проезжали танки. Соседи говорили, что в каком-то из домов военные кого-то убили. Свою дочку она от себя дальше, чем на шаг не отпускала, мало ли. Правда, в последние полгода стало потише, стало меньше военной техники, даже вода в домах появилась. Появилась надежда, что все потихоньку станет тихо и мирно. 

По ее рассказу, через неделю после нового года муж пригнал с работы какой-то автомобиль и сказал: «Собирай детей, ты уезжаешь». Неделя была потрачена на слезы, скандалы, уговоры и сборы. Муж заявил, что останется дома на хозяйстве. Она очень не хотела ехать без мужа непонятно куда, непонятно к какому-то недородственнику, которого никогда не видели и даже не слышали о таком. Брат бывшего мужа крестницы мужниной тетки. Я не сильна в названиях родственных связей, но поняла суть, но как называется, не знаю. Новая соседка мне честно призналась, что в основном сумки собирал муж, а она решительно отказывалась куда-то ехать. Наконец, детские вещи, немного ее вещей и документы были собраны в четыре сумки. Муж практически насильно затолкал детей и ее в машину и повез. 

«Муж не ехал основной дорогой, все пробирался какими узкоколейками, там, где хоть как-то можно проехать. По каким-то глухим деревням, лесным тропам, часто по замерзшим следам гусениц от танков. Глаза у мужа были какие-то стеклянные. Лицо бледное, аж до синевы. Он явно был с температурой, но все равно потащил нас непонятно куда. На мои уговоры, что надо остановится, сходить в туалет, покормить чем-то детей, он не реагировал. Останавливались всего два раза в день, но более, чем на пару минут, пока он из канистр из багажника заправляет машину. Двое страшных суток без остановок. Дети постоянно плакали. Практически везде были военные, военная техника, но нас никто ни разу не остановил. Ни я, ни муж не ели, только детям успевала сунуть какие-то куски. Когда выехали на трассу, погнал как сумасшедший. По начищенной дороге, по льду. Я думала, что он хочет нас убить. Ближе к границе, скорость сбавил». 

https://www.google.com/amp/s/amp.rbc.ru/rbcnews/politics/02/02/2022/61fa92279a794706c12ab871
https://www.google.com/amp/s/amp.rbc.ru/rbcnews/politics/02/02/2022/61fa92279a794706c12ab871

На границе на пропускном пункте их продержали неделю. То не пускали никого, то пропускали всего несколько человек, то снова не пускали, в двадцатый раз проверяли документы. Очередь была ужасная. Заправки и ближайшие магазины оказались пустыми и закрытыми. Люди скупили все, что только было можно. Хорошо еще, что связь работала, но не долго. Муж моей новой соседки по телефону договорился со встречающим из по ту сторону границы. Скоро в машине кончился бензин, и машина перестала заводиться. Телефон зарядить было негде, но муж постоянно бегал к людям, просил, договаривался, платил. Детей на ночь передавали в машину, которая еще заводилась и хоть как-то грелась. Холодно было ужасно. Говорили, что есть где-то теплые пункты, но отлучиться – потерять очередь. 

Вот честно, меня не особо трогают чужие слезливые истории, но меня проняло. Было видно, что история не выдумана, столько мелких подробностей, столько эмоций, столько боли. Соседка рассказывала все это почти спокойно, что, мол, было и было. Чего только не бывает. Страшно, реально страшно. Даже слушать, не то, чтобы пережить. 

Через неделю она одна с детьми прошла пропускной пункт, но не пошла к автобусу, как все остальные, а по описаниям и номеру машины нашла встречающего. Это был мой сосед. Так вот, он привез их в свою квартиру, разместил, поселил. 

«Я тут схожу с ума. Что творится дома, я не знаю. Знаю, что только муж добрался до дома. Здесь, пока не сделаю документы, не смогу определить детей в садик и школу, не смогу пойти работать. А сидеть в четырех стенах просто невыносимо. Здесь воду из колодца носить не нужно, стирать вручную тоже. Даже посуду моет машинка, но я ей не пользуюсь. Но надо чем-то руки занять, вот и делаю, что могу». 

За время нашего разговора, до меня дошло, что я сделала большую глупость. Надо было не кофе с конфетами покупать, а просто дать денег за работу. Я могу себе позволить безвозмездно подарить тысячу, другую. Они вроде не нуждаются, мой сосед их полностью обеспечивает, но все же чисто по-человечески помочь можно. Даже для очистки своей совести. 

С детьми я просидела чуть больше трех часов. У меня нашлись какие-то игрушки, даже несложный паззл в кладовке нашла для девочки. Даже умудрилась детей покормить, спасибо интернету, что подсказал, как и чем кормить детей, особенно четырехлетнего. Дети не бесились, моих котов за хвосты и усы не таскали. Мой котик Глазик занял ребенка на целый час, гоняясь за тут же сделанным «бантиком» из бумажки и шнурка. Собака тоже была не против гостей, все подлизывалась к девочке, что она ее погладила и почесала животик. К возвращению мамы, в целом был мир и порядок. 

Сегодня я прочитала в новостях, что жителей Донецкой и Луганской областей эвакуируют. Размещают где-то в Ростовской области и даже дают 10тыс. рублей на человека. Говорят, что помогают оформить статус беженца. Я все думаю, может зря они так «дернулись», может нужно было подождать? Их бы спокойно эвакуировали, перевезли бы на автобусах, разместили в тепле, накормили, дали денег, без проблем оформили документы. Может быть даже дали комнату или квартиру. Могу оказаться неправа. Я же знаю все только из новостей, но как обстоят дела на самом деле?

https://www.google.com/amp/s/ria.ru/amp/20220221/bezhentsy-1774092203.html
https://www.google.com/amp/s/ria.ru/amp/20220221/bezhentsy-1774092203.html

Донецк
1652 интересуются