ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Сегодня 30% покупателей готовы больше тратить на экологичную продукцию. Согласно исследованию консалтинговой компании Deloitte, больше половины потребителей при выборе товара обращают внимание на его экологичность, 39% россиян предпочитают товары в экологичной упаковке или вовсе без нее, причем для 24% этот фактор влияет на конечный выбор.
26% опрошенных россиян сдают на утилизацию бытовую технику, 6% – одежду и сумки
Осознанное потребление – результат общемировых процессов последних лет. Россияне – не исключение. Мы бережнее относимся к окружающей среде, пытаемся минимизировать свое негативное влияние на нее. Для многих из нас вошло в привычку сдавать на переработку батарейки, старую технику, пластик, выбирать продукты с минимальной упаковкой и сортировать мусор. Ставьте лайк, кто так делает ;)
В свою очередь, бренды ищут новые способы повысить экологичность товаров и услуг, используя инновационные методы производства и переработки.
Компания PepsiCo в прошлом году отказалась от пластиковой крышки для «Имунеле». Эта маленькая инициатива позволила предприятию сократить отходы пластика на 150 т в год. Этот же производитель наносит на ряд товаров QR-коды. Отсканировав их, покупатель может найти ближайшую точку сдачи упаковки для ее правильной утилизации.
Московский производитель косметики Faberlic уже несколько лет отдает на вторичную переработку технологические отходы производства пластиковой упаковки, а в ноябре 2020 года предприятие запустило проект «Экострана». Теперь баночки из-под косметики Faberlic можно сдать в пункт приема пластика (кстати, они уже есть в 266 городах России).
БЕРЕЖЛИВОСТЬ
Весной 2021 года Росстат сообщал о падении доходов россиян на 3,6% в сравнении с I кварталом 2020 года. Однако уже к II кварталу доходы выросли на 6,8% к аналогичному периоду прошлого года. К разочарованию производителей товаров и услуг, этот факт хоть и повлиял на спрос, однако не вернул его структуру на допандемический уровень.
По данным компании NielsenIQ, после долгого падения продажи товаров повседневного спроса хоть и выросли на 5,3% в II квартале, но люди по-прежнему продолжают экономить. Потребители готовы тратить значительно больше времени, чем раньше, на выбор оптимального товара по качеству и цене. Возрос спрос на товары с максимальной скидкой, в том числе собственных торговых марок. Любопытно и то, что для потребителя 2021 года бренд перестал играть большую роль.
Кроме того, люди чаще стали покупать не готовые продукты, а товары из категории «сделай сам». Как отмечает Amarkets, выросли продажи хлебопечек, кофемашин и даже самогонных аппаратов. А спрос на товары для дачи и сада в России увеличился на 47%!
ПОКУПКИ БЕЗ СТРЕССА
В начале пандемии стресс, вызванный переменами, заставлял потребителей запасаться продуктами и хозяйственными товарами, но сегодня люди, осознавая негативное влияние стресса на все стороны жизни, ищут любые способы его сократить. По данным GfK RUS, «тренды, которые помогут потребителям снизить уровень стресса, займут прочные позиции». К таким товарам, например, можно отнести массажеры, спортинвентарь, художественную литературу.
Еще один тренд из этой категории – упрощение процесса покупки. Euromonitor сообщает, что при выборе продавца потребители стали крайне требовательны к вопросу удобства приобретения. В этих условиях компании стараются адаптировать свои процессы для создания устойчивого клиентского опыта, сохраняя или улучшая сервис.
СЕМЕЙНЫЕ ФОРМАТЫ
По данным GfK RUS, максимальный спрос в 2021 году зафиксирован на товары из категории «время с семьей». К примеру, в Wildberries отмечают рост спроса на изделия для дома и дачи, инструменты. Аналитики «М.Видео» и «Эльдорадо» сообщают, что россияне стали чаще приобретать мелкую технику для приготовления пищи и бытовую технику для дома, которая решает повседневные бытовые задачи и делает жизнь комфортнее.
Официальная статистика подтверждает факт: россияне активнее приобретают товары для детей и животных. Объясняется это тем, что из-за социальных ограничений люди стали больше времени проводить дома с близкими.
Пандемические ограничения и обучение в дистанционном формате привели к росту спроса на недорогие планшеты и ноутбуки для школьников и студентов, а также всевозможные гаджеты для обучения дома.
УДАЛЕНКА
Сегодня 20% жителей России полностью или частично работают удаленно, а в Москве, по данным GfK RUS, – 30%. Массовый переход на работу в home office серьезно отразился на потреблении и даже преобразовал его. В Wildberries отмечают, что люди стали реже покупать деловую одежду и обувь, тогда как спрос на домашнюю и спортивную одежду, а также книги, товары для рукоделия, инвентарь для домашних тренировок возрос. По данным «М.Видео» и «Эльдорадо», с марта 2021 года вырос спрос на ноутбуки, компьютерную технику и аксессуары, необходимые для работы и обучения удаленно.
Люди все больше тратят денег на развлекательные и образовательные интернет-сервисы. И все чаще им просто незачем выходить из дома, чтобы посетить лекцию, посмотреть фильм, купить продукты, даже примерить приглянувшееся платье – для этого уже существуют виртуальные примерочные.
Есть, например, разработка московской компании Texel. Чтобы воспользоваться примерочной, нужно загрузить в специальный виджет свое фото и ответить на четыре вопроса. Программа сверит фотографию с большой базой 3D-сканов людей на основе 98 параметров и создаст ваш цифровой аватар – на него можно примерить виртуальную одежду и посмотреть, как она будет выглядеть в движении.
Кстати, по мнению авторов исследования SuperJob, переход на удаленный формат работы – процесс необратимый и компаниям предстоит совершенствовать изменившиеся процессы, в том числе с помощью цифровых решений.
ЗДОРОВЬЕ
По данным IPSOS, 83% опрошенных в России хотели бы, чтобы в их распоряжении было больше инструментов для контроля за здоровьем. Это стремление проявляется не только в вопросе поддержания здорового образа жизни, но и в запросе на информацию – доступную, достоверную и быструю.
В последние два года существенно возросла актуальность телемедицины и, конечно, технологий микробиологической безопасности. Производители разрабатывают новые решения для дезинфекции, обеззараживания и предотвращения лишних контактов – от одноразовых салфеток и бесконтактных смесителей до масштабных комплексов.
Например, компания «Хирана+» еще летом 2020 года запустила производство рамок обеззараживания и контроля доступа. Специальная программа «идентифицирует» человека, определяет у него наличие доступа на объект и измеряет температуру. Если все в норме, человек проходит процедуру озонирования, которая на всякий случай обеспечивает обеззараживание.
Как отмечает Euromonitor, страх перед инфекцией и повышенная потребность в информации о здоровье стимулируют спрос на гигиенические средства. К примеру, уже в начале пандемии предприятия Москвы, выпускающие антисептические средства, зафиксировали трехкратный рост заказов.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
В России запрос на персонализацию один из самых высоких: 19% на фоне 12% среднемирового (по данным GfK RUS). Так, 62% опрошенных россиян нравится покупать товары, которые они могут подстроить под свои нужды.
34% любят, когда веб-сайт отслеживает посещения и затем рекомендует определенные товары, 50% считают, что получать персонализированные предложения – это здорово. При этом каждый третий клиент ради персонализации готов делиться информацией о себе.
Замечаете ли вы эти тренды? Согласны ли с выводами исследователей?
Читайте также:
#тренды 2021 #осознанное потребление #общество потребления #покупки онлайн #покупки в интернете #персональные данные #удаленная работа #сортировка мусора #выгодные покупки #образование онлайн