Въехали на Украину, вдоль дорог тянулись поля подсолнечника, а в самом Измаиле повсюду цвели кустарники, похожие на шиповник. Красота! Мы спрашивали у прохожих, что это цветёт? Но никто не мог сказать название растения.
Обменяв евро на гривны, отправились в Измаильский морпорт, а оттуда в крепость. Однако никакой крепости в традиционном смысле там не нашли. Хотели посмотреть диораму «Штурм крепости», размещенную в бывшей турецкой мечети, но опоздали, всё закрыто. Казалось бы и ехать-то не надо было, ничего не увидели толком, ан нет!
Подошёл охранник и поинтересовался, издалека ли прибыли? Я ответила: из Набережных Челнов. Мужчина переспросил: «Правда?! В самом деле из Челнов?! Так я же там служил в армии»! И стал с необыкновенным воодушевлением вспоминать, где стояла их воинская часть, как в начале 70-х строили город, как мылись в бане рядом с рынком. Тут пришел мой черед прослезиться, ведь я уже и забыла, а тут вдруг всё явно вспомнила, как ходили с мамой в эту баню, а солдатики шагали из мужского отделения чистенькие, свеженькие и было мне тогда всего 5 лет!
Разговорились, познакомились, Прокоп рассказал, что жил раньше в Молдавии, преподавал физкультуру в техникуме.
Спросили про цветущие кустарники – китайская чайная роза. Потом мужчина пошел в подсобку и принёс мне росток в стаканчике, берёг, мол, для себя, но раз такая встреча вышла, то хочет, чтобы мы увезли эту частичку Бессарабии в Татарию. Сфотографировались, тепло попрощались, пошли, но Прокоп окликнул нас и проводил ещё до ворот парка.
В Измаиле, который считается вторым по величине городом Одесской области, меня поразило, что вывески были на русском языке и люди говорили исключительно по-русски (национальный состав города смешанный: русские – 44%, украинцы – 38%, болгары – 10%). В результате, помимо местной валюты до определённого момента мне ничего не напоминало о том, что я нахожусь на Украине.
Этот момент наступил, когда мы отправились от диорамы в сторону крепостных ворот. Там, возле монумента героям двое мужчин косили траву. Один из них повернулся ко мне и спросил: «Хотите что-то узнать? Спрашивайте»!
И начал рассказывать о том, что хоть мы не видим, но площадь Измаильской крепости равняется 170 гектарам, в то время как Московского кремля всего 28 га, что работают они здесь на общественных началах и не получают никаких денег для поддержания этого исторического объекта, что памятник А.В.Суворову притащили в город ни к месту.
Затем подошел второй мужчина. Узнав, что мы - россияне, достал визитку «Правого сектора»: «Вам презент. Знаете эту организацию»? После этого разговор перешёл в политическую плоскость: ребята заявили, что если Россия придёт наводить порядок, то они будут защищать свою землю. «Мой род живёт здесь 195 лет, мы свободные казаки и меня не нужно защищать от украинцев», – сказал Саша. А Валера сообщил, что он болгарин и русских не любит, они в 1940 году захватили Бессарабию и отняли у крестьян землю.
Мне сразу вспомнилось, как в конце 80-х, я оказалась в Пицунде, за столом в компании с украинкой, латышкой, грузином и абхазцем. Присутствующие сошлись на том, что русские – алкаши и свиньи, а я смолчала. По возвращению домой, поделилась этой историей с друзьями. Мне тогда кто-то посоветовал: надо было напомнить им на каком языке они говорят!
В этот раз я решила воспользоваться советом и сказала: «Так вы же говорите по-русски»! На что мне Саша ответил: «В Латинской Америке говорят по-испански, это же не значит, что там любят испанцев», – и добавил, что хоть он русскоязычный, но бандеровец - значит, человек, горячо любящий свою Родину. А Валера взялся рассуждать о том, что сейчас им наконец-то можно строить новую демократичную жизнь, он уже много раз был на Майдане и ещё поедет! У народа есть власть и они наведут порядок в стране.
По поводу поджога Дома Профсоюзов в Одессе ребята сказали, что там отчётливо видна рука российских спецслужб, желавших дестабилизировать обстановку в стране. Разговор получился достаточно эмоциональный, каждый остался при своём мнении, и я подумала, что, по-видимому, жители национальных окраин никогда не чувствовали себя частью большого советского народа, а тем более России.
Это было словно завершение темы, начатой в мюнхенском аэропорту: мы услышали мнения разных людей, а это значит, что наши представления стали объективнее. По дороге в город Саша догнал нас на машине, притормозил и предложил подвезти, а прощаясь, сказал: «И последнее – в Придунавье растут даже инжир и гранаты»!
На следующий день на украинской границе пограничник поинтересовался: «Почему вы вчера въезжали через Табаки, а сегодня выезжаете через Рени»? «Хотели посмотреть крепость», – ответила я. «Ну и как»? «Не очень». «Да, – прокомментировал пограничник, – потому что никакой крепости там нет»!
Окончание: Запрещенный подарок, который я провезла через пять границ
Предыдущая часть: Из-за чего мужа не хотели пускать на Украину
Начало репортажа: "Дромомания, Сороки и мититеи или что делать в Молдове" . Синие ссылки активные - нажимайте.
Подписывайтесь на мои каналы: Ксюша бьёт баклуши и Оксана Задумина