В 1990-х огромной популярностью во всем мире пользовался американский телесериал "Секретные материалы". Агенты ФБР Малдер и Скалли вошли с телеэкранов буквально в каждый дом и навсегда поселились в сердцах поколения VHS-кассет. Создатели сериала изначально рассчитывали на широкий охват аудитории и постарались сделать шоу универсальным, понятным для жителей любых стран и континентов. По большому счету, им это удалось. Однако один важный нюанс в этом сериале остался и остается ясен только самим американцам. Которые из-за него считают похождения двух крутых агентов не драмой, а скорее комедией.
Нюанс называется "люди в черном". Да, он имеет прямое отношение к фильму 1997 года с Уиллом Смитом, но об этом позже.
"Люди в черном" это популярная городская легенда родом из США. Ее корни уходят во вторую половину 1940-х годов и основаны на впечатлениях жителей континентальных Штатов от Второй Мировой войны. Анализ военных событий показал, что успех или поражение практически любой фронтовой операции зависел в первую очередь от качества и своевременности разведданных. "Ось зла" во главе с гитлеровской Германией проиграла сначала войну разведок и только потом потерпела сокрушительное военное поражение. Поэтому в новом послевоенном мире спецслужбы всех видов и всех государств получили кратное повышение финансирования и усиленное внимание со стороны власти.
Усиление спецслужб не прошло незамеченным и для гражданского общества. Этим организациям стали приписывать особое влияние на ход событий, связывать с их деятельностью все, что не умещалось в рамки здравого смысла и научной картины мира. При этом, как любая народная молва, слухи о спецслужбах были крайне нелогичны. Так, например, по свидетельствам многочисленных "очевидцев" НЛО в конце 1940-х годах, к ним приходили некие "офицеры в черном" без знаков различия и требовали никому не рассказывать об увиденном. Ездили они на черных Кадиллаках без номеров. А позже еще и стали летать на черных вертолетах, опять же, без опознавательных знаков. Уже в 1950-е в поп-культуре США утвердилось устойчивое выражение "люди в черном". Под которым подразумевались тайные агенты могучих спецслужб, занимающиеся всем малопонятным и, возможно, сверхъестественным.
Нарушение логики тут в том, что если бы эти "агенты" действительно существовали и хотели бы не привлекать лишнего внимания, они бы, напротив, использовали обычную гражданскую одежду и транспорт. Или униформу одного из обычных родов войск. Сама же приверженность тайных спецслужбистов к черному цвету и отсутствию опознавательных знаков - резко выделяет их на фоне реально действующей в любой стране контрразведки или государственной силовой организации.
"Секретные материалы" были задуманы как несколько завуалированная пародия на городскую легенду о людях в черном. Собственно, Малдер и Скалли - это и есть типичные "люди в черном", разве что действующие чуть более логично и естественно, чем в народной молве. Но, тем не менее, изучающие паранормальные явления и пришельцев втайне от общества. Для российского зрителя этот смысл остался скрытым, так как легенды о людях в черном у нас нет. Американцы же, смотря "X-files", сразу понимали, о чем идет речь. И воспринимали в сериале комедийную подоплеку наравне с детективными сюжетными линиями.
Успех "Секретных материалов" породил и уже откровенную комедию "Люди в черном". Где каждый аспект городской легенды обстебывался от и до. Начиная от обязанности агентов MiB носить исключительно черные похоронные костюмы - до использования ими инопланетных технологий и любви к черным машинам марки Кадиллак. Даже преклонение героев фильма перед желтыми газетенками отражает реальное положение дел. Ведь именно дешевые таблоиды больше всех потрудились для распространения и внедрения в массовое сознание легенды о "людях в черном".
Фильм также обрел мировую славу, но его продолжения успехом похвастаться не могут. Дело в том, что за пределами США зрители посчитали первый, оригинальный, фильм успешной выдумкой, не увидев в нем никакого фольклорного начала. Поэтому эксплуатация все той же темы сарафанного радио и народной молвы в продолжениях ленты их уже не заинтересовала.
По сути же, герои Уилла Смита и Томми Ли Джонса с одной стороны и Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон с другой - представляют собой одну и ту же пару "народных" персонажей. Просто по-разному сыгранных в фильмах разного жанра и формата.