П.Н. Краснова на посту донского войскового атамана сменил Африкан Петрович Богаевский. Он родился 27 декабря 1872 года в станице Каменской Области Войска Донского. Окончил Донской кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Академию Генерального штаба. Некоторое время он находился в свите императора Николая Второго. После революции 1917 года и гибели императорской семьи, Богаевский говорил на заседании Войскового Круга в Новочеркасске: «Я был в свите покойного государя, я был обласкан его вниманием, но это чисто личная моя симпатия к покойному государю; она не переносится на режим, который был в то время… Я искренний сторонник народоправства». (Журнал заседаний Войскового Круга Всевеликого войска Донского созыва 1918 года.П-сессии. С.77). Служил в гвардейской кавалерии. С 24 января 1909 года Богаевский исполнял должность начальника штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии.
В годы Первой мировой войны он командовал 4-м Мариупольским гусарским полком, Лейб-гвардии Сводно-казачьим полком, 1-й Забайкальской казачьей дивизией, 1-й Гвардейской кавалерийской дивизией. Генерал-майор с 22 марта 1915 года Награжден орденами Святого Георгия 4 степени, Святого Владимира 4,3 и 2 степеней, другими орденами Российской империи, Сербии, Франции и Швеции. Имел Золотое оружие «За храбрость».
В декабре 1917 года Богаевский вернулся на Дон. С января 1918 года он командовал войсками Ростовского округа, участвовал в 1-м Кубанском походе, командовал 2-й бригадой Добровольческой армии, чем особо гордился, отмечая, что он «бывший доброволец…, проведший один из труднейших, может быть, в истории походов Великой Русской Армии». (Журнал заседаний Войскового Круга Всевеликого войска Донского созыва 1918 года.П-сессии. С.77). 27 августа 1918 года произведен в генерал-лейтенанты.
Родной брат А.П.Богаевского, Митрофан Петрович, был председателем Донского войскового правительства при атамане Каледине и погиб от рук большевиков 1 апреля 1918 года.
После отставки атамана Краснова в начале февраля 1919 года генерал-лейтенант А.П.Богаевский был выдвинут на это пост представителями Хоперского, Донецкого, Первого Донского, Второго Донского, Усть-Медведицкого, Сальского и Верхнедонского округов. Таганрогский, Черкасский и Ростовский округа столяи за кандидатуру Петра Краснова. После процедуры тайного голосования председатель Круга В.А.Харламов сообщил его результаты: «По произведенному подсчету голосов из общего числа 293 голосовавших за избрание на должность донского атамана генерал-лейтенанта А.П.Богаевского подано 239 голосов, за избрание генерала от кавалерии П.Н.Краснова – 52 голоса». ( Журнал заседаний Войскового Круга. С.74). Когда Африкан Петрович Богаевский прибыл в здание, где заседал Круг, его председатель Харламов, вручая ему атаманский пернач, сказал: «Позвольте Вам, Африкан Петрович, заявить, что волей Войскового Круга Вы избраны тна должность донского атамана. От имени Круга позвольте вручить Вам пернач. Мы убеждены, что Вы твердо будете держать его в своих руках, будете охранять и оберегать честь Всевеликого Войска Донского. Мы убеждены, что в Вашем лице донское казачество в трудную для него годину найдет верного хранителя его традиций славного рыцарства, стойкого защитника права и вольности казачьей, что Вы в своей работе будете руководствоваться исключительно благом государства, что управление Ваше, основанное на праве, справедливости и законе, должно быть твердым, грозным для врагов закона и порядка. …Поздравляем Вас с избранием в Атаманы». (Журнал заседаний Войскового Круга. С.76).
Приняв атаманский пернач, А.П.Богаевский в ответной речи сказал: «С чувством глубокого волнения и искреннего благоговения принимаю я этот пернач. Он стар, около двухсот лет много атаманских рук касалось его, был он царских руках около полустолетия, и, наконец, вот уже два года он переходит из рук в руки к выборным атаманам властью народной, властью Войска Донского. Тяжел этот пернач… Верьте мне, что все то, что зависит от меня, все, что в пределах моих нравственных и физических сил, я все сделаю, чтобы пернач был в достойных руках и чтобы вы не раскаивались, что вручили его мне». (Журнал заседаний Войскового Круга. С.77).
23 февраля 1919 года в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе были отслужены литургия и молебен по окончании которых атаман Богаевский перед Святым Крестом и Евангелием, под войсковыми знаменами, был приведен к присяге на верность Войску Донскому.
С избранием Богаевского на пост войскового атамана у донцов сразу же установились дружеские отношения с Деникиным, которого они признали верховным главнокомандующим всех вооруженных сил Юга России. Объединение белых сил, усиление их вооружения за счет поставок союзников позволили Деникину за несколько месяцев занять Донбасс, такие крупные города, как Царицын, Харьков, дойдя до Воронежа и Орла. Однако сил на последний рывок на Москву у белых не хватило, а тут еще по флангу ударили полки батьки Махно… После ожесточенных боев у Орла, Воронежа и Курска Деникин вынужден был отходить на юг…
Вскоре красные дивизии появились на донской земле, начался кровавый большевистский террор, унесший десятки тысяч казачьих жизней. Атаману Богаевскому, несмотря на предпринимаемые усилия, не удалось сдержать натиск красных дивизий.
В декабре 1919 года он велел начать эвакуацию донских правительственных, учебных и административных учреждений, а также реликвий донского казачества. Сначала упаковали в специальные ящики войсковые знамена, перначи, насеки, ценные экспонаты Донского музея, донскую казну, отправив все это поездом и подводами на Кубань. Потом были эвакуированы Донское атаманское училище, Донские женские курсы, Донской кадетский корпус и другие войсковые учреждения.
В январе 1920 года атаман Богаевский, находившийся в штабе А.И.Деникина, был назначен председателем Парламентского южно-русского правительства. После отставки Деникина с поста главкома ВСЮР и передачи им власти на юге России своему сопернику барону П.Н. Врангелю, Африкан Петрович Богаевский в феврале 1920 года эвакуировался вместе с войсковым правительством и донскими учреждениями в Крым, к Врангелю.
С ноября 1920 года, после захвата Крыма большевиками, Богаевский находился в эмиграции. Год жил в Константинополе, потом в Софии, Белграде, а с ноября 1923 года – в Париже, где возглавлял «Союз казаков Дона, Кубани и Терека», опекая «Казачий союз» и другие казачьи организации, созданные им во Франции.
Умер А.П. Богаевский 21 октября 1934 года в Париже от сердечного приступа и был похоронен 28 октября на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Живший в то время в Париже сын донского генерала И.Ф. Быкадорова, соратника А.П. Богаевского, Владимир Быкадоров вспоминал: «Я хорошо помню, как после смерти А.П. Богаевского на всю Францию была радиопередача с его похорон и было объявлено, что умер главный казачий атаман. Я слушал ее у соседей, так как у нас радиоприемника не было. Богаевский был награжден Орденом Почетного Легиона, причем более высокой, 3-й степени – «командор». Поэтому его сын Борис имел право бесплатно учиться в самых лучших военных учебных заведениях Франции». (Быкадоров В.И. Мой отец Исаакий Федорович Быкадоров. Санта-Роза (США), 2018. С.59).
А.П. Богаевский - автор книги воспоминаний «Ледяной поход», рассказов и очерков «Не судьба», «Кубанцы», «За други своя», «Поездка на Дон с фронта» и др. Его кисти принадлежит несколько акварелей. Был женат на вдове графа Ф.А. Келлера Надежде Васильевне Перрет, которая погибла при бомбежке Белграда во время Второй мировой войны; имел от нее сыновей Евгения и Бориса. (Корягин С.В. Генеалогия и семейная истории Донского казачества. Вып.4. М.,1999. С. 27).
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.