Классик отечественной детской литературы Виталий Валентинович Бианки жил в Великом Новгороде, приезжал на лето в восточную часть Новгородской области и даже назвал эти края Страной Див. В местных лесах он наблюдал птиц и животных, собирал материал для работы, писал рассказы и научные сказки для детей. Рассказываем о жизни и творчестве известного писателя-натуралиста на Новгородской земле.
Первое знакомство с городом
Впервые Виталий Бианки побывал в Новгороде ещё в ранней юности. Есть его дневниковая запись: «Город — живой музей старины. Следы Великого Новгорода: Св. София, построенная, по преданию, Садко, богатым гостем; лица рыбарей, живые предания».
Писатель родился в Петербурге в семье учёного-орнитолога. Любовь к природе он унаследовал от отца, который одобрял интерес сына, рано начал брать его в лес, учил узнавать птиц, определять их по голосам, находить скрытые гнёзда и прячущихся зверей, а затем записывать увиденное. Это стало привычным для будущего автора.
Виталий Бианки поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, но окончить его не успел. С началом Первой мировой войны студента мобилизовали. После революции артиллерийская бригада, где служил Бианки, распалась. Он долго скитался по Уралу, Казахстану, Сибири, пока в 1919 году не оказался на Алтае в Бийске. В 1922 году вернулся в Петроград и стал заниматься литературой, решив оставить биологию. Тогда Виталий Валентинович в письме другу признался: «Город губит меня, живу исключительно нервами. Тысячи дел, миллионы забот… Мечтаю удрать из Питера…». Вместе с семьёй он поехал в район Валдая на хутор Хвата. Это было первое лето Бианки на Новгородчине. Там хорошо шла работа, были написаны несколько рассказов и повесть «Мурзук».
Ссылка в Новгород
В конце 1925 года Бианки арестовали за давнюю принадлежность к партии эсеров. Его отправили в ссылку в Уральск, но благодаря хлопотам родных и знакомых его направили в Новгород. Так с 1929 года начался новгородский период жизни и творчества Бианки, который продолжался до 1950 года.
Известно, что в Новгороде писатель жил на Торговой стороне. Весной 1928 года он писал своему другу, редактору Ивану Халтурину: «Друг мой, честь имею доложить: прибыл в Новгород, Славная (ещё б не славная, если я на ней живу!), д. №18, кв. Ланской…».
Когда летом к писателю приехала его семья, они уехали из города и жили на берегу Волхова в деревне Слутка, напротив Кречевиц. По воспоминаниям дочери Виталия Бианки, Елены Витальевны, дом был двухэтажный, на краю деревни в сторону Новгорода. В Слутке Виталий Бианки продолжал писать повесть «Карабаш». Также там был написан «Теремок» и завершён «Чёрный сокол» с пометкой автора “10.Х.28 г. Новгород”.
Елена Витальевна вспоминала, как приезжала в Новгород и зимой.
«Вспоминается мне: зима, идём с отцом, встретили извозчика, сели в сани и лихо прокатились. На моё недоумение — почему не заплатил? — отец ответил, что это его знакомый, расплатится потом. Заходил со мной — и неоднократно — в книжный магазин. Помещался он на широкой улице у площади, занимал нижний этаж с витринами в большом каменном доме. Любезная продавщица встречала отца как хорошего знакомого», — рассказывала дочь писателя.
Интерес к местному диалекту
В этом же году писателю разрешили проживание в любом городе, и он отправился в Ленинград. А ранней весной 1930 года Виталий Бианки с семьёй снова приехали в Новгородскую область. Место было выбрано ради охоты. Писатель жил на хуторе Ксенофонтово, к северу от Новгорода. Затем он приезжал в Пестово, летом жил в деревне Комзово.
Писатель общался с охотниками, лесниками, рыбаками, крестьянами, пастухами. Виталий Валентинович вслушивался в местную речь, записывал новые для себя слова, собирал местный говор, а затем собранные новгородские диалектизмы использовал в текстах рассказов, сказок и повестей.
К примеру, в рассказе «Егоркины заботы» можно встретить такой диалектизм. «Никанорыч-рыбак говорил, – сказал Егорка, садясь за стол, – ненастье будет, как бы сена не загибли». В новгородском диалекте существительное «сено» используется во множественном числе, кроме того, происходит замена приставки «по» на приставку «за»: использован глагол «загибли» вместо общепринятого «погибли».
Лексические диалектизмы тоже не редкость в текстах Бианки. Можно увидеть шмякнуться в значении упасть, утекать вместо убегать, осерчать – рассердиться. Часто новгородские диалектизмы встречаются в речи персонажей в рассказах «Анюткина утка», «Аришка-трусишка», «Заяц-всезнаец».
«Михеевский» период творчества и жизнь у «лесного моря» Пирос
По воспоминаниям Елены Витальевны Бианки, лето 1934 года началось с оригинального решения: на рынке в Пестово нанять подводу и ехать до того места, которое понравится.
— Потащились (по новгородским просёлкам пешком и то скорее получается): километров через тридцать — село Устюцкое. На какое-то время остановились там, но вскоре хозяйка заброшенного хутора предложила поселиться в её владениях. Хутор носил поэтическое название Сосенка — две избушки-развалюшки в небольшом перелеске; рядом речушка. Родители мои были непритязательны относительно условий проживания и согласились. В избе, что побольше, — русская печка и наш обеденный стол, за перегородкой днём гора из сенников, которые на ночь раскладывались по полу в качестве спальных мест. В меньшей избе — «рабочий кабинет» отца и «спальня», то есть стол и кровать. Только в середине лета мы заметили, что за обшивкой дома жили летучие мыши, а под полом была вода, — вспоминала дочь писателя.
А следующее лето 1935 года Виталий Бианки с семьёй провели уже в новом месте — в деревне Яковищи Мошенского района. Писателю хорошо работалось в то лето, он отмечал: «Живу здесь как в раю вот уже три недели с хвостиком… Встаю в 6-7 утра и сразу же за работу. За три недели сделал больше, чем за всю зиму…».
Летом 1937 года семья поселилась в деревне Михеево в трёх километрах от Яковищ, ближе к станции Хвойная, где и прожили несколько лет — до 1942 года.
«Михеевский» период творчества Виталия Бианки был очень плодотворным, пишут исследователи. Там он создаёт рассказ «Зелёный пруд», повесть «Оранжевое горлышко», книгу «Наши птицы», сборник рассказов «Птичьи разговоры», повесть «Сто радостей». Работу над повестью прервала война, произведение осталось незаконченным. Сохранившиеся письма, дневниковые записи того периода собраны в отдельном выпуске Бианковского краеведческого альманаха, а также в книге «Лихолетье».
В первое послевоенное лето 1946 года семья Бианки остановилась в деревне Узмень. В письме Виталий Бианки упоминал: «Что тут поражает — это, прежде всего, приветливость населения, своеобразие и разнообразие местности… Наше маленькое лесное море — Пирос — прекрасно… Охота здесь должна быть великолепной… Очень интересует меня и своеобразный уклад жизни здешних рыбаков…».
Писатель общался с директором Боровичского краеведческого музея Сергеем Николаевичем Поршняковым. Сохранились его воспоминания о том, как Виталий Бианки приехал из Узмени, чтобы выступить в Боровичах на районной учительской конференции.
— Внимание было абсолютное. Речь шла о краеведении. И само собой выдвигался вопрос: как можно не видеть многообразнейшего и динамичнейшего окружающего мира, не интересоваться им, не идти к разрешению его загадок, не беречь начало начал — прекрасную его природу, чтобы — год от года — делать его ещё краше? Может ли учитель, воспитывающий созидателей нового общества, не быть энтузиастом-краеведом? — вспоминал Поршняков.
Страна Див
В 1947 году Бианки поселился на берегу живописного озера Боровно, в 20 километрах от Окуловки. Там он провёл несколько лет, пока здоровье позволяло ездить в деревню на лето. Бианки описывал местную жизнь и природу в повестях и рассказах «Это было на озере Боровно», «Аришка-трусишка», «Егоркины заботы».
«Очень живой и общительный, он вскоре заимел широкий круг друзей и знакомых. И, конечно, самое почетное место в кругу собравшихся за дружеской и занимательной беседой были школьники. Это ведь для них раскрывал свой щедрый талант Виталий Валентинович. Он был мастером не только печатного художественного слова, но и устного рассказа», — писал в очерке «Виталий Бианки в Боровне» журналист газеты «Новая жизнь» А. Баранов.
Бианки приглашали прочитать свои рассказы ученикам Турбинной школы. Писатель подружился с местными педагогами. Учительница Наталья Константиновна Шенк вспоминала:
— Когда семья Бианки приехала на лето в Боровно и поселилась по соседству с нами, то я в начале как-то боялась разговаривать с таким знаменитым писателем. Но его исключительная простота в общении с людьми скоро покорила меня, и я уже не боялась разговаривать даже тогда, когда Виталий Валентинович с блокнотом в руках делал себе заметки. Его интересовало всё окружающее, местные обороты речи, всякие случаи из жизни, из которых он потом создавал замечательные рассказы.
Сейчас Бианковские места в Новгородской области пользуются большой популярностью. «Страну Див» нередко посещают туристы, а почитатели таланта писателя ежегодно собираются на берегу озера Боровно на Бианковские литературные чтения.
Читайте также в рубрике «Литературная карта»: Владимир Айфалович Молочников
#писатели #литература #книги #история #краеведение #новгородика #Новгород #новгородская область #литературная карта