История о Вещем Олеге и его щите на воротах Царьграда (Константинополя) известна всем нам со школьной скамьи. Судя по летописи Нестора, русские и их союзники под предводительством великого киевского князя Олега отправились в поход в Византию на 2000 кораблях, на каждом из которых было по 40 человек. Византийцы перекрыли кораблям вход в бухту Золотой Рог из Босфора, но Олег установил корабли на колеса и с поднятыми парусами двинулся по суше. После того, как воинство Олега разграбило пригороды Царьграда, удалось заключить с Византией выгодный для Руси мирный договор, участники похода получили богатые дары, а русские купцы - торговые преференции.
Но насколько эта история истинна? К сожалению установить это уже не удастся. Описание военного похода Олега на Царьград приводится в древнейшей сохранившейся русской летописи "Повести временных лет", но даже для летописца "Повести..." поход Олега (907 г) был событием глубокой древности (со времен похода прошло более 200 лет). Ни византийские, ни европейские летописи не сообщают об этом походе. Хотя о многих других событиях, связанных со славянами, в том числе и военных походах византийцы скрупулезно сообщают. Вызывает недоверие и сам факт мобильной установки кораблей на колёса, хотя возможно все было проще, и Олег просто использовал катки или тянул корабли волоком.
Но эмоциональная часть истории об успешном походе предков на вторую столицу мира (равно как и зафиксированная в летописи история о предсказании смерти Олега от собственного коня) не могла оставить литераторов равнодушными. Не прошел мимо этого сюжета и А.С. Пушкин. Но сегодня разговор не о нем, а о другом поэте - Кондратии Федоровиче Рылееве; одном из пяти казненных руководителей восстания декабристов. В 1825 году Рылеев издал поэтический сборник "Думы", в котором рассказывал о древних князьях Олеге, Ольге, Святополке, Святославе, Мстиславе Удалом, Дмитрие Донском, царях и народных героях.
В думе "Олег Вещий" Рылеев описал свою версию летописных событий:
Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам
Последнее утверждение Рылеева вызвало возмущение А.С. Пушкина. В мае 1825 года Пушкин из Михайловского пишет К. Рылееву в Петербург:
"... Что сказать тебе о думах? Во всех встречаются стихи живые, окончательные строфы «Петра в Острогожске» чрезвычайно оригинальны. Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (Loci topici). Описание места действия, речь героя и — нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант). Ты напрасно не поправил в «Олеге» герба России. Древний герб, святой Георгий, не мог находиться на щите язычника Олега; новейший, двуглавый орел есть герб византийский и принят у нас во время Иоанна III, не прежде. Летописец просто говорит: Таже повеси щит свой на вратех на показание победы".
Александр Сергеевич не ошибался, а проявил высокую компетенцию в исторических вопросах. В "Истории государства Российского" Н. Карамзина (которая имелась в личной библиотеке Пушкина, что достоверно известно) как раз и говорилось, что символика русского государственного герба - двуглавого орла - ведет начало от печати времен Ивана III на грамоте 1497 года. Всадник (ездец) появился на русских монетах несколько раньше, но все равно было это уже в христианские времена, а совсем не при Олеге. Так что если щит Олега и был, то герба на нем быть еще не могло.
Правда, польские историки в своих трудах выводили использование киевскими князьями всадника, поражающего дракона, с глубокой древности. Но сколь-нибудь серьезных доказательств тому не приводили.
Князь Олег это настолько древняя история, что об используемых им на щите символах мы можем только догадываться. Его потомки уже использовали в качестве личного знака двузубец, но о нём самом не известно ничего. Поэтому, когда А.С. Пушкин в 1829 году уже сам написал стихотворение "Олегов щит", он намеренно не описывал щит князя:
Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах.
***
Источником этой небольшой статьи стали работы проф. О.Н. Наумова, посвященные генеалогии и геральдике в жизни и творчестве А.С. Пушкина
***
Еще на канале:
"Флаги космических экспедиций "Союз"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.