…Его голубые распахнутые глаза смотрели на мир беспомощно и с интересом. Он ловил звуки, прислушиваясь к пению птиц, к шороху и скрипу дверей, к шагам прохожих, и улыбался загадочной улыбкой каким-то своим мыслям и ощущениям. Окружающий мир тонул в кромешной тьме: ребёнок был от рождения слеп…
Родители заметили странность с сыном в три месяца. Он смотрел на них, улыбался, поворачивался на звуки, но игрушки не брал и на руки не тянулся. Испуганная мать забила тревогу, и Сашеньку стали возить по многочисленным клиникам, врачам, профессорам, целителям, прочим шарлатанам и двоечникам, которые привыкли наживаться на чужом горе хитростью и враньём. Почти все ставили неутешительный диагноз: слепота – на всю жизнь. Никто не мог назвать причину, придумывали кто что мог. Пока однажды отец не стукнул кулаком по столу и резко остановил: «Всё! Хватит! Будем думать, что делать дальше. Я верю, что сын будет видеть». Его оптимизм и решимость не разделил никто из домашних…
Больше отец не говорил на эту тему и всякий раз пресекал какие-то измышления и намёки. А время неумолимо летело. Сашенька научился ориентироваться в квартире, безошибочно мог взять и подать определённую вещь, чем приучил домашних к безупречному порядку: все старались ничего не переставлять и возвращать взятую книгу, игрушку на место. Ребёнок был общительный, жизнерадостный и, кажется, не понимал своей беды.
В это утро на кухне пахло особенно вкусно. Отец готовил плов, мать – какой-то салат из морепродуктов, а бабушка пекла пирог. Все суетились, торопились и были особенно оживлены. Повод для праздничного настроения – день рождения Сашеньки: ему исполнилось три года. Гости собрались ближе к обеду, когда были закончены приготовления, и на столе не осталось свободного места для блюд и закусок.
Сына посадили на почётное место, сначала накормили, а потом стали вручать подарки и произносить поздравительные речи. Дедушка подарил танк на батарейках. «Бегает он быстро, – предупредил дед, – так что заводи, лови и воюй». Бабушка купила тёплый костюм. Гости принесли много-много игрушек, – целую коробку, которую предусмотрительные родители поставили у кресла Сашеньки. Было шумно, весело и радостно. Ребёнок прижимал к груди большого плюшевого мишку и поворачивал голову на голоса поздравлявших.
– Ну а теперь пойдем в твою комнату, – сказал отец, – ты, маленький, устал. – Разбери пока игрушки, посмотри, какие красивые, – сказал он и осёкся, поняв, что наступил на самое больное. Но сын не заметил этой оговорки и взявшись за руку отца пошёл в свою комнату. Гости задвигали стульями и тоже застыли в ожидании.
– Сынок, – сказал отец, – я тут сюрприз приготовил. Теперь у тебя будет друг, такой же маленький и умный.
Он достал из коробки рядом с дверью маленького щенка хаски.
Ребёнок вздохнул от возбуждения и неожиданности, вытянул вперёд руки. Отец подал щенка. Пёсик был сонный, тёплый и мягкий. Радость и волнение переполняли Сашеньку: он то плакал, то смеялся, прижимая живую игрушку. В такую минуту ему больше никто не был нужен…
Гости расходились на свои места, украдкой вытирая глаза. Сцена безмерной радости ребёнка настолько их покорила, что они за столом перешли на шёпот и только радостно улыбались каким-то своим воспоминаниям из детства.
А время неумолимо летело вперёд. Ребёнок и собака до того сроднились, что не расставались даже ночью, что особенно нервировало мать и бабушку. «Вот ещё бусы на нашу шею, – повторяли они в адрес нового жильца. – Не было печали, – это уже в адрес отца. Сашенька часто слышал про бусы, и вскоре стал звать так свою собаку. А так как в силу возраста все буквы не выговаривал, то у него получалось «Гуса». Собака привыкла к имени, быстро откликалась на зов, подпрыгивала, стараясь достать языком до носа. Сашенька приседал, обнимая её за шею, – такая у них была привязанность.
Так прошло ещё два года. Сашенька научился азбуке и чтению по системе Брайля. Тут же давал уроки и своей Гусе. Она повизгивала, гавкала и прыгала вокруг «учителя», но больше предпочитала гулять, а не учиться. Взрослые отпускали их во двор, надевая собаке арку, за которую одной рукой держался ребёнок. Собака, словно чувствуя, что рядом малыш, шла неторопливо, за кошками не бросалась и вела себя как надёжный преданный друг.
Однажды отец пришёл с работы шумным и возбуждённым. За столом, когда все собрались, он удивил всех новостью.
Часть вторая: https://zen.yandex.ru/media/id/5d2b23c3f8ea6700ad4523db/vtorye-glaza-chast-vtoraia-621482a7f33cc11de1c00585