Найти тему

Как кардинал Ришелье брал Ла Рошель

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. При упоминании кардинала Ришелье все мгновенно вспоминают образ злокозненного интригана, который держит в своих железных руках волю короля Франции и проворачивает какие-то свои дела, умело играя людьми, как шахматами. Такое представление складывается благодаря, прежде всего, известному роману Александра Дюма и его многочисленным экранизациям. Что касается внешности Ришелье, то его расхожий образ предполагает наличие неизменной красной кардинальской мантии и шапочки, худобу, энергичный вид, бородку клинышком, а в глазах мерцает что-то умно-хитрое.

Впрочем, прижизненные портреты этого человека действительно показывают такой образ. Его лучший портрет, на мой взгляд, принадлежит кисти Филиппа де Шампеня. Его можно видеть в конце статьи.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Анри Поль Мотт. "Ришелье на плотине под Ля Рошелью", 1881
Анри Поль Мотт. "Ришелье на плотине под Ля Рошелью", 1881

Что касается картины Анри Поля Мотта, то это историческое полотно, написанное в конце XIX века, и здесь Ришелье показан не столько как политический деятель и священнослужитель (хотя красное одеяние кардинала присутствует и в данном случае), а как военный. Под мантией у него доспехи. Художник показал эпизод из жизни Ришелье, когда он был поставлен королем руководить осадой Ла Рошели и продемонстрировал в ходе этой военной операции, что решение короля было верным. Под руководством Ришелье крепость была взята.

Суть конфликта была в том, что тогда во Франции шла война между католиками и протестантами (гугенотами), и последние засели в крепости Ла Рошель. Шел 1627 год.

Филипп де Шампень. "Портрет кардинала Ришелье", 1640
Филипп де Шампень. "Портрет кардинала Ришелье", 1640

На картине Мотта Ришелье не зря показан на фоне плотины, поскольку именно ее строительство дало возможность взять крепость. Дело в том, что гугенотов поддерживала Англия и посылала к Ла Рошели корабли с продуктами, оружием и другими необходимыми вещами, что сильно помогало осажденным продержаться. Резонно решив, что прикрыв каналы поставки, можно довести защитников крепости до жалкого состояния и добиться их сдачи, Ришелье отдал приказ строить дамбу, которая стала бы препятствием для английских кораблей.

Длина дамбы была 1400 метров. Чтобы засыпать ее, утопили и засыпали щебнем старые корабли. Строительство вели солдаты, а руководил им Жан Тирио. Проект изготовил архитектор Клеман Метезо. С большими трудностями дамбу построили, и стало ясно, что Ла Рошель обречена. Ришелье не только инициировал это дело, но и нашел на него деньги. Государственный бюджет он не хотел опустошать, поэтому обратился к ассамблее духовенства и добился того, что с неохотой, но все же церковь профинансировала осаду Ла Рошели.

Воинские стратегические таланты #Ришелье проявились не на пустом месте, ведь в юности он учился в Наваррском колледже, после чего он поступил в военную академию. А священнослужителем стал по финансовой необходимости. Дело в том, что Генрих III пожаловал семье Ришелье должность епископа Люсона, а Арман Жан (таково было имя будущего кардинала) оказался старшим мужчиной в роду, хотя и был молод (всего 17 лет). Ему пришлось ради семьи уйти из военной академии, изучать теологию и начать церковную и политическую карьеру, которая оказалась весьма успешной.

#искусство #культура #история

Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))

Читайте еще здесь:

Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан

Хрупкая звезда эпохи "оттепели": Белла Ахмадулина

В блоге мужа: (и на него подпишитесь)

Стоит ли Музей теней в Петербурге того, чтобы вы его посетили