Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. При упоминании кардинала Ришелье все мгновенно вспоминают образ злокозненного интригана, который держит в своих железных руках волю короля Франции и проворачивает какие-то свои дела, умело играя людьми, как шахматами. Такое представление складывается благодаря, прежде всего, известному роману Александра Дюма и его многочисленным экранизациям. Что касается внешности Ришелье, то его расхожий образ предполагает наличие неизменной красной кардинальской мантии и шапочки, худобу, энергичный вид, бородку клинышком, а в глазах мерцает что-то умно-хитрое.
Впрочем, прижизненные портреты этого человека действительно показывают такой образ. Его лучший портрет, на мой взгляд, принадлежит кисти Филиппа де Шампеня. Его можно видеть в конце статьи.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Что касается картины Анри Поля Мотта, то это историческое полотно, написанное в конце XIX века, и здесь Ришелье показан не столько как политический деятель и священнослужитель (хотя красное одеяние кардинала присутствует и в данном случае), а как военный. Под мантией у него доспехи. Художник показал эпизод из жизни Ришелье, когда он был поставлен королем руководить осадой Ла Рошели и продемонстрировал в ходе этой военной операции, что решение короля было верным. Под руководством Ришелье крепость была взята.
Суть конфликта была в том, что тогда во Франции шла война между католиками и протестантами (гугенотами), и последние засели в крепости Ла Рошель. Шел 1627 год.
На картине Мотта Ришелье не зря показан на фоне плотины, поскольку именно ее строительство дало возможность взять крепость. Дело в том, что гугенотов поддерживала Англия и посылала к Ла Рошели корабли с продуктами, оружием и другими необходимыми вещами, что сильно помогало осажденным продержаться. Резонно решив, что прикрыв каналы поставки, можно довести защитников крепости до жалкого состояния и добиться их сдачи, Ришелье отдал приказ строить дамбу, которая стала бы препятствием для английских кораблей.
Длина дамбы была 1400 метров. Чтобы засыпать ее, утопили и засыпали щебнем старые корабли. Строительство вели солдаты, а руководил им Жан Тирио. Проект изготовил архитектор Клеман Метезо. С большими трудностями дамбу построили, и стало ясно, что Ла Рошель обречена. Ришелье не только инициировал это дело, но и нашел на него деньги. Государственный бюджет он не хотел опустошать, поэтому обратился к ассамблее духовенства и добился того, что с неохотой, но все же церковь профинансировала осаду Ла Рошели.
Воинские стратегические таланты #Ришелье проявились не на пустом месте, ведь в юности он учился в Наваррском колледже, после чего он поступил в военную академию. А священнослужителем стал по финансовой необходимости. Дело в том, что Генрих III пожаловал семье Ришелье должность епископа Люсона, а Арман Жан (таково было имя будущего кардинала) оказался старшим мужчиной в роду, хотя и был молод (всего 17 лет). Ему пришлось ради семьи уйти из военной академии, изучать теологию и начать церковную и политическую карьеру, которая оказалась весьма успешной.
#искусство #культура #история
Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))
Читайте еще здесь:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Хрупкая звезда эпохи "оттепели": Белла Ахмадулина
В блоге мужа: (и на него подпишитесь)
Стоит ли Музей теней в Петербурге того, чтобы вы его посетили