Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Первый легковой внедорожник из СССР - ГАЗ-М72, который не стал серийным

На фоне острого дефицита внедорожных легковых автомобилей, в послевоенные годы, некоторые крупнейшие советские автозаводы пытались создавать надежные внедорожники, на базе своих флагманских автомобилей. Одним из таких аппаратов стал полноприводный внедорожник, повышенной комфортности - ГАЗ-М72.

ГАЗ-М72
ГАЗ-М72

Первые внедорожники ГАЗ-М72, созданные на агрегатной базе ГАЗ-69 и кузовной ГАЗ-20 «Победа», начали выпускать в 1955 году. Собственно, от армейского ГАЗ-69, наш герой унаследовал движок и трансмиссию, тогда как с «Победы», перекочевали все основные элементы кузова.

-2

Впрочем, по части кузова, были некоторые отличия от «Победы», заметные невооруженным взглядом. Например, у этого комфортабельного внедорожника, задние колесные арки перекрыты металлическими щитками, защищающими внешнюю часть задних колес, а на ГАЗ-20, такие щитки отсутствуют.

Есть еще куча мелких отличий, но сильное сходство с «Победой» все равно очевидно.

Полноприводный ГАЗ-М72, получил раздаточную коробку. Для размещения РК, пришлось отмести некоторые элементы, усиливающие раму, которые были реализованы на «Победе» - поперечный коробчатый усилитель кузова, продольный усилитель в виде закрытого тоннеля карданной передачи.

Испытания ГАЗ-М72
Испытания ГАЗ-М72

Чтобы восполнить вынужденное удаление соответствующих усилителей, разработчики внедрили массу других, упрочняющих раму частей, укрепляющих крышу, стойки, пол и лонжероны.

Как уже упоминалось, ГАЗ-М72 позаимствовал основные агрегаты у армейского внедорожника ГАЗ-69, включая мотор, коробку передач, раздатку, а также передний и задний мост.

Коробка передач – трехступенчатая механика. В отличие от «Победы», где ручка переключения скоростей располагалась возле руля, у ГАЗ-М72 напольное расположение скоростного рычага.
Раздаточная коробка у этих моделей комплектовалась демультипликатором, понижающим редуктором, уменьшающим нагрузку на трансмиссию. Вдобавок, при помощи такой раздатки, водитель мог отключать передний ведущий мост и ступицы передних колес.
В подкапотное пространство ГАЗ-72, помещали мотор от того же ГАЗ-69. Объем этого четыреклапанного, восьмицилиндрового движка равен 2 112 см3, мощность составляет 55 л. с., при 3600 об/мин. Кстати, точно такой ДВС, ставили и на «Победу».

Внутрисалонное оснащение также перекочевало с «Победы». Здесь, аналогичная «победовской», мягкая обивка, одинаковая печка, часы, двухдиапазанный радиоприемник.

Впрочем, главным нововведением, которого в то время не было на «Победе», и у какой либо дрогой советской машины, стал омыватель лобового стекла.

Такая новаторская для советского автопрома система омывания, пришлась весьма кстати, поскольку эксплуатация ГАЗ-М72, подразумевала езду по грязи, налипание которой, мешало обозрению дороги, поэтому требовало своевременной очистки стекла.

-5

В дальнейшем, все последующие модификации ГАЗ-20, также оснащались подобными омывателями.

Колеса внедорожника ГАЗ-М72 обували в жесткую резину с агрессивным протекторным рисунком, снабженную грунтозацепами, значительно улучшающими проходимость аппарата.

Также машину наделили чрезвычайно большим дорожным просветом, до 210 мм. Такой клиренс вместе со сверхпроходимыми шинами, позволял машине отлично проходить через снег, грязь, песок и разбитые дороги.

-6

Несмотря на возможную потенциальную перспективность, полномасштабное серийное производство ГАЗ-М72 так и не состоялось. Машины выходили малыми тиражами с 1955 по 1958 год.

Общее количество выпущенных авто, составляет 4677 штук.

В 1958 году почти синхронно с морально устаревшей ГАЗ-20 «Победа», выпуск, внедорожников ГАЗ-М72 полностью закрыли, потому, что Горьковский Автозавод задействовал все свои мощности, для масштабного производства других, более актуальных и продвинутых проектов.

Может тебе посчастливилось ездить на ГАЗ-М72? Поделись своими ощущениями в комментариях ниже.