Дэниэл Киз, долгое время изучавший психопатологии, провёл немало часов в психиатрических лечебницах со специалистами, работавшими с пациентами, у которых наблюдались редкие расстройства.
В центре его романа находится девушка Салли (назовём её Салли1), страдающая диссоциативным расстройством личности, она имеет четыре альтера – Джинкс, Дерри, Беллу и Нолу. В определённый момент, трудный и неподходящий для Салли1, девушка «уходит во мрак» - как-бы теряет сознание, и её место занимает один из альтеров.
Рассуждая над поэтикой романа Дэниэла Киза «Пятая Салли» важными представляются несколько нарративных моментов: строение произведения, повествователи, роль речи в характеризации героев и др.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ
Следует заметить, что Салли1 – пустой сосуд, материальная оболочка. У неё нет каких-либо хобби, интересов, она ничего не умеет, она глупая. Казалось бы, что в её мыслях есть дети, но это опровергается тем, что девушка не вспоминает о них на протяжении 300 страниц.
Каждый альтер воплощает либо определённые черты, качества Салли, либо является эмпирически воплощённым образом. Джинкс – вместилище всей боли и агрессии, потенциальная убийца, Дерри – вместилище тёплых и положительных эмоций, любви, Белла – сексуально озабоченная несостоявшаяся актриса и певица, Нола – холодная интеллектуалка, художница, страдающая суицидальными наклонностями. Каждый из альтеров был создан Салли в определённый момент. Важно, что первые два альтера были созданы как результаты тяжелейших психических травм, пережитых Салли ещё в детстве. Данные альтеры являются своеобразным механизмом психологической защиты – отторжение и неприятие.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Если не самым важным, то одним из, является рассмотрение образов повествователей – их оказывается несколько. Роман начинается со слов «Привет, я Дерри. Так вышло, что мне поручено писать обо всех этих событиях, потому что только я одна в курсе, что случилось со всеми нами, и вообще, должен же кто-то вести записи, а то в нашей истории черт ногу сломит» - так мы узнаёт о Дерри – втором альтере, созданным Салли. Большую часть романа (1 часть и частично 2,3,4) повествование ведётся от её лица. Она, являясь чувственной «частью» Салли, является повествователем (поэтому же именно она и куратор), не претендующим на объективность, более того, она сама является героем (автор+герой). Благодаря такому повествованию мы видим ситуацию практически всеобъемлющей – Дерри единственная, кто способен читать мысли Салли и других альтеров, единственная, кто не уходит в «темноту» и кто является связующим звеном в голове Салли - таким образом мы наблюдаем за событиями жизни Салли и узнаём, «что» находится в её голове.
В 6 главе 1 части есть следующее предложение (в момент появления «на свет» одного из альтеров - Нолы): «Значит, он думает, перед ним – Салли. Если это психиатр, о котором говорила Дерри, Нола не желает иметь с ним ничего общего» - это голос не Салли, не Дерри и не Нолы – тогда чей? Есть ещё один повествователь.
На этого повествователя указывает ещё один момент. В конце 4 части Дерри сливается с Салли, следовательно в 5 части Дерри уже быть не должно – кто тогда продолжает рассказывать нам всё? «Открыв глаза, я увидела…и сказала» - повествование продолжается от 1 лица – это Салли 4 (симбиоз Салли1, Нолы, Беллы и Дерри). В таком случае, должна были измениться манера и стиль повествования, поскольку речь Нолы (интеллектуалки) очень грамотная и богатая (После слияния Салли1 с Нолой заметна сильная разница речи Салли 2 и Салли1). После слияния: «Тирада (помета книжное) не выражала всех моих ощущений, о нет…Мне казалось, мои раны кто-то уврачевал (помета устаревшее)…»
В самом начале говорится, что Дерри поручено записывать все события, но кто поручил и когда? Читатель не видит, чтобы кто-то давал именно Дерри такое поручение, однако в конце, уже после полного слияния, доктор Эш говорит Салли5 следующее (с.344). В какой момент Дерри дали поручение? Кто?
МИФ ОВИДИЯ О «ПИГМАЛИОНЕ И ГАЛАТЕЕ»
Интересен момент с золотой ручкой доктора Эша. «Роджер взял золотую ручку, ввёл Беллу в состояние гипноза и велел её вернуться в тот день, когда она впервые отцепилась от Салли». После упоминания этой ручки начинается процесс слияния, при чём Эш ничего не пишет, а только берёт её. Есть ли тут некая схожесть с мифом о Пигмалионе и Галатее? Доктор Эш – своеобразный Пигмалион, «лепит» свою «Галатею» – «создаёт» настоящую цельную Салли. Ну и любовь между творцом и его искусством тоже есть. Ручка золотая – как некое волшебное перо, волшебный инструмент. Но она ничего не пишет, потому что и не должна писать – процесс происходит не на бумаге, а внутри Салли.
Важно, что в конце романа Эш передаёт золотую ручку Салли со словами: «Вот, записывай. Для себя. Систематизируй свои воспоминания». Теперь волшебный инструмент у Салли, т.к. теперь её жизнь и её личность только в её руках – знак того, что «Пигмалион» ей больше не нужен.
АНАЛОГИЯ С ГОФМАНОМ:
Думая об отце, Салли вспоминает историю о почтальоне, который напоминает девушке песочного человека. Нам представляется возможным отсылка к произведению Гофмана «Песочный человек».
В центре гофмановского произведения тема кукольности, искусственности людей. В начале произведения – это «такой злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям». «И вот воображение мое представило мне страшный образ жестокого Песочника», позднее образ песочника становится более конкретным, не таким расплывчатым - он воплощается в адвокате Коппелиусе, который часто приходит к семье в гости: его не любят ни мать, ни дети, только отец относится к нему с большим уважением. Дальше образ песочного человека находит воплощение в Кополле – продавце барометров и очков. Все три образа связаны с глазами: первый забирает глаза у детей, второй пытался забрать глаза у Натанаэля, а последний предлагал герою другие, искусственные глаза. На мой взгляд, нельзя сказать, что песочный человек – это все образы по отдельности, нет, наоборот, песочный человек – это не просто все эти образы вместе, песочный человек – это болезнь, страх, сумасшествие. Вечная паранойя, которая словно закрыла герою глаза песком, скрыла его от реальности, от чего он не видит чётко мир действительности. Песочный человек живёт не во внешнем мире, он живёт в голове Натанаэля, песочник – его страх. Натаниэль – человек, у которого «в глазах песок», он не отличает истинных людей. Тема двойников является у Гофмана одной из любимых. Самое очевидное: Клара и Олимпия. Клара – возлюбленная, подруга детства, настоящая и живая девушка. Она не отличалась красотой, но все находили в ней что-то прекрасное, даже возвышенное. Она очень умна, пытается помочь избавиться Натанаэлю от страха и мрачных мыслей. Олимпия – дочь Спаланцини, как позднее выяснится – кукла, автомат. Она кажется невероятно красивой, умной, она умеет слушать и танцевать, она во всём соглашается с Натанаэлем, её руки холодны. Но именно живой девушке, Кларе, Натанаэль кричит «ты автомат!», а в Олимпии видит невероятно живую девушку – яркая ирония Гофмана. Проследим связь с «Пятой Салли»:
Салли, являясь расщеплённой личностью, привлекает мужчин вокруг - Тодда, Элиота и профессора Кирка. Они влюбляются в неё, считают её удивительной, говорят, что она «возвратила их к жизни» - но Салли не настоящий человек сейчас она – Олимпия. Для этих мужчин Салли разносторонне развита, талантлива во многом, умна, пленит их – всё это происходит потому, что Салли на самом деле страдает диссоциативным расстройством личности, она больна. В этом и заключается отсылка к образу песочного человека. После слияния Салли становится Кларой, но еще до предпоследнего слияния у Элиота уже проходит интерес к девушке, когда он узнаёт о том, что та больше не будет прежней. Про Тодда сама Салли5 отмечает «Думаю, нервы Тодда щекотала вероятность, что я могу в любой момент взорваться. Но ставил Тодд исключительно на добро» - и Тодд тоже «любил» Олимпию. Ирония в том, что большинству мужчин нужны Олимпии – неживые куклы, способные быть разными и восхищать их, проблема в том, что таких людей нет. Разве что те, кто страдает диссоциативным расстройством личности.
Этот Оскар, что ассоциировался с песочником, говорит Салли в детстве: «Сладких тебе снов, Спящая красавица. Спи, пока Прекрасный Принц не разбудит тебя поцелуем» - так, можно сказать, «песочник» расщепил Салли и сотворил Олимпию (это, вероятно, связано с тем, что отец её бросил. После этого Салли осталась одна – одна маленькая девочка в страшно мире, который её травмировал и породил альтеров), а поцелуем становится терапия (да и в прямом смысле поцелуй и следующее за ним пробуждение есть), а Принцем – доктор Эш.
Ко всему прочему, связь с кукольностью доказывает ещё одна деталь – манекен-полицейский. Его все вокруг поначалу принимают за живого человека, настоящего, но подойдя ближе, рассмотрев, понимают, что это манекен. В один из моментов Салли тоже хочет видеть в нём живого мужчину, поэтому «оживляет» - чуть не создаёт ещё одного альтера.
ОТКРЫТИЕ
Открытие, которое, в сравнении с проблемой диссоциативного расстройства, не так ярко представлено – проблемы психологов и психиатров. Можно сказать, что и у них есть «личности», поскольку Киз приоткрывает завесы души таких врачей – внутри они обречённо холоднеют и черствеют, выгорают, но при пациентах «играют» интерес. У докторов тоже есть псих травмы, но мало кто о них знает.