Каждая семья похожа на птичье гнездо с птенцами, родители все кормят и кормят своих детишек, ухаживают, назидают. Выросшие дети покидают родительский дом.
Семья. о которой хочу рассказать вам, самая обыкновенная. Папа с мамой работали на заводе, трое детей у них, мальчик и две девочки. Все они ходили в школу. Мальчику было 12 лет, когда я начала наблюдать за ним. Его зовут Игорь. Мне тогда было неизвестно о его способностях. Как и все остальные дети после школьных занятий он сидел за компьютером, а затем часто пропадал со своими друзьями на улице, с которыми перелазили все окрестности города, и знали, что где лежит. Случались драки между ними, споры, разногласия, но Игорь спокойно относился к таким передрягам, отстаивал свою правоту.
В семье тоже происходили ссоры, скандалы родителей по разным причинам, мало ли, какие испытания подбрасывает нам жизнь. Мальчишка в них не участвовал, ему было неприятно слушать брань взрослых, и он в такие моменты уходил к друзьям.
Время шло. У Игоря наступил переходный возраст. Свое взросление он начал с выяснения отношений с родителями, а также он им часто говорил:
- Давайте купим новую квартиру или построим новый дом. Я знаю как класть кирпичи, сколько цемента надо, сколько песка... Но родителей его разговоры не занимали, они не придавали значения словам юноши. Семья тогда жила в старом в 2-х этажном деревянном доме.
После окончания школы Игорь перебрался жить в поселок, неподалеку от города. Ему достался небольшой дом от бабушки по наследству.
В это время в поселке строились частные дома, школа, хозяйственные здания фермера. Работа кипела. Во всех строительных работах Игорь участвовал. Его с охотой приглашали, зная, что парнишка хорошо разбирается в деле.
Житель поселка начал закладывать фундамент под деревянный дом. Позвал рабочих, а они спрашивают, позвали «прораба» или нет. Один из них говорит:
- Придет Игорь и скажет нам, это - не так, то - не так, может потом исправить будет поздно.
Вскоре пришел молодой человек, указал на недостатки.
- Прежде чем дом поднять на домкрате вначале нужно углы сруба забить досками, чтобы дом не качнулся в сторону, не играл.
Рабочие так и поступили, закрепили углы дома, как нужно. А хозяин дома бросил монетки под сруб, чтобы был достаток в доме, согласно народному поверью.
Мне не раз приходилось наблюдать за работой «прораба». Не окончивший ни училища, ни колледжа, и даже не читавший литературу об этих «хитростях» знал о работе кладчика и столяра и , вообще, о строительстве в совершенстве. Это было удивительно.
Во время работы Игорь ни с кем почти не общался, кроме необходимости по делу, уходил в себя. Кирпичи клал ровными промежутками, как-будто линейкой измерял. Мастерком накладывал раствора столько, сколько нужно было на глазок. У парня была «рука набитая», так говорили в народе. После завершения кладки стены он отходил на 5-6 метров от здания и любовался своей работой, он был очень доволен. Рабочие удивлялись, как у парня так хорошо получается.
Проявление талантливых особенностей у Игоря случился когда позволили условия для этого. В бабушкином доме он жил один в спокойной атмосфере, не было чужого влияния. Врожденные внутренние качества, как спокойствие, большая работоспособность, не конфликтность тоже способствовали открытию самобытности.
Талант – это потенциальная высота человеческого развития. Не все дети талантливы, к сожалению, их мало, в популяции насчитывается всего ничего от 2 до 7 %. Способных детей много. Дети с природными задатками рождаются в разных семьях, будь то благополучная семья, или неблагополучная. Другое дело, когда, в каком возрасте проявятся особенности мальчика или девочки. А для этого нужны условия. Какие? Самым значимым в этом аспекте является семейная среда и заинтересованность родителей в развитии чадо. В домашней обстановке ребенку важно находиться в свободном душевном комфорте и естественных привычных условиях наедине самим собой, он может творить, что пожелает.
Некоторые талантливые дети имеют концентрированный взгляд, устремленный вперед. В таких школьниках чувствуется сила, энергия, они знают, чего хотят, сами по себе они самодостаточны. Когда за ними наблюдаешь, так и кажется, что они получают удовольствие от любимого труда или занятия, поглощаются ею, уходят в нее самозабвенно, не замечая вокруг себя ничего. Все остальное для них в данный момент не существует, для них это вторично. Кроме того выше изложенного дети с дарованием имеют большую работоспособность. Не успокаиваются внутренне, пока не «выкладывают свои ресурсы», не само выражаются. В этом плане ребенок испытывает радость и счастливые моменты.
В дошкольном учреждении, а также в начальных классах школы дети любят рисовать. Особые дарования могут отражаться в их рисунках. Они неуловимо для себя, то есть на бессознательном уровне выдают образно к чему соотносителен их талант, к чему приложен. Анализируя работы своего ребенка можете заметить, какой сюжет или образ многократно прослеживается.
Игрушки в доме должны играть многофункциональную роль. С ними можно создать образы и сцены из сказок и мультфильмов. Следующее важное значение игрушек в том, что можно выявить самобытность детей. Когда 7-8 лет школьнику он строит самостоятельно нравящуюся ему игровую композицию, и это периодически повторяется, то скорее всего в этом и есть склонности вашего ребенка. Естественно, после таких игр, с ними желательно побеседовать, прояснить ситуацию, и способствовать развитию в дальнейшем.
Взрослые могут применять и другой эксперимент, рассчитанный на одного ученика.
1. Берете 8-10 книг разноплановых (разного содержания) по возрасту ребенка.
2. Книги о технике, о космосе, о животных, о растениях, о кораблях и т. п.
3. Школьнику предлагаете ознакомиться, просмотреть эти книги.
4. Задача взрослого – заметить, какую книгу ученик долго просматривает, вычитывает отрывки.
5. Через некоторое время после завершения этого процесса, узнаете у него какая книга понравилась больше всех. Может быть их даже несколько.
6. Через короткую беседу прояснится к чему тяготеет ваш мальчик.
Но это еще не все..., не сразу можно выявить талант ребенка. Для продолжения такого приема можете некоторые книги (5-6 штук) поменять на другие, при этом разноплановость сохраняется. Проводите такую же процедуру и выявляете особенности мальчика или девочки. Более полное представление об этом вы будете иметь проводя такой опыт 3 раза, меняя литературу, которая соответствует возрасту, а также наблюдая за школьником.
Возможно, талантливый школьник не состоялся в учебе в силу разных причин, такие учащиеся не всегда «отличники», у них могут быть средние показатели по успеваемости или даже ниже их. Но это не значит, что его проявления самобытности заглушаются совсем. Они притормаживаются на какой-то определенный этап времени, потому что у него не было условий для раскрытия. У каждого отдельного ребенка своя ребячья история.
В детском коллективе в классе заметны яркие одаренности некоторых учеников. Им нужны друзья, одноклассники, то есть среда, в окружении которых он хорошо себя чувствует. Но не стоит забывать, не все дети публичные: кому-то комфортно в домашней обстановке в семейном уюте, а интроверты предпочитают одиночество, тем более, если он единственный в семье.
Деструктивные взаимоотношения супругов, а также их отношение к ребенку, школьные «недоразумения» мешают своевременному росту таланта на «почве». Но все таки черты уникальности вырисовываются в определенном сегменте его жизни, возможно, в пубертатный период, или еще позднее, но при наличии необходимых условий окружающей среды. Уже быть яркой «звездой» ему трудно, стать известным, общепризнанным, так как такой «самоделец» годами не самовыражался в своих способностях. В тисках многих препятствий, связанных с семьей и школой родились его дарования, о которых знают близкие, родственники и друзья. Они будут удивляться и восхищаться, задаваясь вопросом: как же так хорошо у него получается? Радостно на душе оттого, что есть такие дети.
Талант многогранен... Кроме яркой иллюстрации себя в одном занятии, такие дети или хорошо рисуют образно, или прекрасно поют, или владеют неплохо музыкальным инструментом и т. п. Объяснение этому в том, что они тоньше и глубже чувствуют, чем остальные дети, поэтому им податливы многие дела, у них к ним разумный подход. Такие дети многое преодолевают. Все это дано природой, они такими родились. Не зря в народе говорится «Талантливый человек – талантлив во всем».