Старинные автомобили принадлежат Кубе, так же как и сальса, табак и ром. Если вы наблюдаете за движением в Гаване, вы часто чувствуете, что вас забрали на пятьдесят лет назад во времени. Но почему на Кубе так много классических автомобилей? Или можно также спросить: почему так мало современных транспортных средств? В Интернете циркулирует множество различных объяснений и теорий. Эта статья обеспечивает ясность, сначала развенчивая различные мифы, а затем объясняя истинное происхождение многих классических автомобилей, найденных на Кубе.
1. Гипотеза: Кубе не хватает средств (твердых валют)
Некоторые считают, что кубинцам просто не хватает средств для импорта новых транспортных средств. Это правдоподобное предположение само по себе. Но как может быть, что старый мусорный автомобиль стоит на Кубе намного больше, чем почти во всех других странах?
Даже мусорный американский автомобиль стоит минимум 10 000 долларов США. Ухоженный классический автомобиль с обновленным (предварительно использованным) оборудованием под капотом, используемый для перевозки туристов, легко обойдется в 30 000 долларов США вверх. Подержанный (обычный) современный автомобиль часто стоит более 100 000 долларов США. Однако большинство автомобилей относятся к классическому типу и находятся в плачевных условиях, из-за отсутствия запасных частей. За такие суммы можно было бы получить несколько новых автомобилей, не так ли? Должно быть, что-то не так. Поэтому это не может быть из-за нехватки денег.
2. Гипотеза: Виноваты янки
Если это не деньги, то это может быть империалистическое позерство заклятого врага капитализма. В конце концов, американцы бойкотировали социалистический остров на протяжении более шести десятилетий, когда и где только могут. Судам не разрешается причаливать в кубинских портах. Компании, ведущие бизнес с Кубой, сталкиваются с американскими санкциями. Является ли это причиной того, что на дорогах Кубы мало современных автомобилей?
Второй взгляд обезвреживает и эту теорию. Например, импортируется весь государственный парк прокатных автомобилей, некоторые из Азии, другие из Европы, можно найти даже новые американские автомобили. Таким образом, импорт транспортных средств, безусловно, возможен. Фактически, блокада не мешает кубинцам приобретать транспортные средства за рубежом. В худшем случае из-за жестких экономических санкций транспортные расходы несколько выше...
3. Разгадка тайны
Происхождение очень немногих современных автомобилей, найденных на Кубе, связано с уникальной экономической системой. После прихода к власти в 1959 году Фиделя Кастро были национализированы не только все производственные предприятия и большая часть земли, но и частным лицам также было запрещено владеть транспортными средствами. Однако те транспортные средства, которые уже находились в частной собственности в то время, оставались освобожденными от этого ограничения.
Частные автомобили имеют номерной знак «P»
Те семейные транспортные средства, которые уже находились на острове, были объявлены частными («конкретными») и получили «P» на номерном знаке. До сегодняшнего дня частный ввоз транспортных средств оставался запрещенным, за некоторыми исключениями.
Исключения из запрета на импорт были сделаны лишь в нескольких конкретных случаях для кубинцев, которые работали за границей от имени государства, таких как известные кубинские врачи. Было также предпринято несколько попыток разрешить отличникам импортировать транспортные средства. Эта привилегия была предоставлена, например, университетским профессорам.
Однако большинство автомобилей, импортированных после революции, принадлежат государству. Высокопоставленные государственные служащие, многие из которых существуют на Кубе, часто получают мотоцикл или автомобиль от своего государственного работодателя. Учитывая очень низкую заработную плату, транспортное средство является важным мотивом для работы на государство.
В ходе экономических реформ после отставки Фиделя Кастро иностранным автопроизводителям было разрешено импортировать и продавать транспортные средства. Тем не менее, кубинское государство взимало налоги в размере около 800 процентов, что привело к тому, что цены на транспортные средства достигли непомерных высот. С ценами в 250 000 долларов за бюджетный автомобиль, по понятным причинам было мало продаж автомобилей.
4. Последствия данной экономической политики
Последствиями этой ограничительной экономической политики - кубинцы говорят о внутренней блокаде - являются пустые улицы и множество старинных автомобилей, которые поддерживаются бесконечным ремонтом.
Государство принимает только частных водителей такси, так как оно не в состоянии самостоятельно обрабатывать пассажирские перевозки. Снова и снова возникает напряженность между водителями и правительством. Время от времени государство регулирует созданные ним же самим страдания с помощью все новых правил, налогов и лицензий.
Владельцам классических автомобилей приходится ввозить большую часть запчастей из-за рубежа. Много ввозится из США или даже из России. Обычно кубинцы путешествуют по странам, получают некоторые детали и привозят их на Кубу. Таким образом, запасные части также имеют непомерные цены, что делает транспортные средства еще дороже.
Поэтому транспортные средства можно рассматривать как инвестиционный товар. Семьи, которые пользуются привилегией владеть собственным автомобилем, нередко живут в основном за счет дохода, получаемого от транспортного средства.
Другим следствием этой политики является то, что неэффективность приводит к высоким транспортным расходам. Многим кубинцам, особенно в Гаване, приходится тратить значительную часть своих доходов на транспорт. Это усугубляется часами ожидания транспортного средства. Однако во многих других городах конные экипажи по-прежнему доминируют в местном общественном транспорте.
Заключение
Истинной причиной большого количества классических автомобилей на Кубе является ограничительная экономическая политика кубинского правительства, которое де-факто не позволяет частным лицам импортировать моторизованные транспортные средства с шести десятилетий.
Социалистический подход к тому, что транспортные средства не должны находиться в частной собственности, таким образом, парадоксальным образом приводит непосредственно к рыночной зависимости между «потребителями» и «капиталистами», владельцами немногих транспортных средств.