Здравствуйте! Вы на канале логопеда-дефектолога.
Сегодня будет статья про так называемый "Запуск речи".
Многие мамы детей с задержкой речевого развития слышали такое выражение.
Думаю, основной смысл ясен всем: если ребенок своевременно не заговорил, то проводят интенсивный курс специальных занятий. Во время этого курса 9 детей из 10 начинают пользоваться речью.
В этой маленькой статье я бы хотела раскрыть некоторые дополнительные нюансы.
Так как я не блогер, статьи писать не умею ( вот честно, сама это замечаю), поэтому представлю информацию по пунктам в виде часто задаваемых родителями вопросов:
1. Вопрос : Зачем нужен "запуск речи", если ребенок скорее всего и так заговорит,только позже? Ну молчит двухлетка и что? После трех заговорит. Таких примеров много.
Ответ: Да, скорее всего (90%) двухлетний молчун заговорит без всяких занятий и "Запусков речи". Но тут есть два нюанса:
1. Заговорить "самостоятельно" можно и в 5 лет. Это редкость, но никто не застрахован.
2. Ребенок, не пользующийся речью, теряет в своем развитии. Причем страдает не только речевое развитие, а в первую очередь память, мышление и внимание. Так как речь- это мощный инструмент для развития мозга.
Безречевой ребенок не реализует потенциал, заложенный в него природой. Например, если ребенок обладает хорошими способностями и должен развиваться на верхней границе нормы ( быть умнее большинства сверстников), то из-за длительного отсутствия речи ребенок будет развиваться хуже большинства сверстников. Говоря еще проще, прирожденный отличник станет прирожденным троечником. Просто в его головном мозге не созреют все те нейрончики, которые могли бы созреть при более благоприятных условиях.
Даже самые-самые умненькие и способные дети, не пользующиеся речью, постепенно приобретают ЗПР ( задержку психического развития).
К сожалению, сейчас часто встречаются подобные истории: ребенок отлично развивается до 1- 1,5 лет. Вовремя появляются новые навыки ( перевернулся, сел, пошел), активно играет игрушками, хорошо соображает в практическом плане. У него умненькие, активные глазки... В общем, можно сказать что ребенок развивается даже лучше многих сверстников.
И тот же самый ребенок в 2-3 годика, если он вовремя не заговорил: уже накопилось отставание, сверстники ушли далеко вперед. Смотришь на такого малыша и думаешь, просто ЗПР или что-то похуже?
Но, к счастью, в 9 случаев из 10 это все-таки ЗПР на фоне задержки речевого развития.
(ЗПР- задержка психического развития, полностью корректируется. У ребенка с ЗПР есть все шансы догнать норму и даже перегнать.
2. Почему сейчас так много детей с отставанием в речевом развитии?
Ответ: да, сейчас задержка речевого развития принимает массовый характер. Причем большинство детей с ЗРР- это изначально абсолютно здоровые дети, которые должны были заговорить вовремя.
Почему не заговорили? А потому что у нас "технический прогресс". Вот только этот прогресс хорош только для взрослых, а не для младенцев.
Спасибо за то, что прочитали. Надеюсь, статья была вам полезна.
И еще немного позитива: в октябре 2022 г. на нашем канале планируется розыгрыш развивающей игрушки. Чтобы принять участие, нужно написать "участвую" в комментариях к статье про розыгрыш. Как только наберем 100 участников, так сразу и разыграем приз. Платить ничего за доставку НЕ надо, приз будет соответствовать возрасту вашего ребенка. Ждем участников :)
Ссылка на статью про розыгрыш: